24 января 2019 04:56
фото: Музей истории ВСЖД

Ключевой отрезок Транссиба

120 лет назад был сдан в постоянную эксплуатацию участок Транссиба от Челябинска до станции Иннокентьевская, которая ныне носит название Иркутск-Сортировочный.
Событие, которое произошло в первый день 1899 года (по старому стилю), обыкновенно остаётся в тени праздника по случаю прибытия первого поезда в Иркутск. Но с хозяйственной точки зрения оно как минимум не менее значительное, поскольку позволяет подвести итог большой работы изыскателей и строителей. 

Одна из отправных точек Средне-Сибирской железной дороги датируется августом 1877-го – тогда из Санкт-Петербурга в Иркутск, в распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири графа А.П. Игнатьева, отправилась экспедиция для производства железнодорожных изысканий между городами Томском и Иркутском, то есть пунктами, соединение которых железной дорогой, при существовавшем водном пути до Томска, давала уже возможность иметь сплошной паровой путь до Иркутска. Целью изыскательских работ было составление проекта железной дороги между Томском и Иркутском.

Экспедиция состояла под начальством инженера Николая Меженинова. В её состав входило 5 партий во главе с начальниками и 11 техников. При начальнике экспедиции был письмоводитель и фельдшер.

Сначала Николай Павлович исследовал местность от Томска до Ачинска и Красноярска, а затем перешёл на участок Красноярск – Иркутск. Он по-считал, что вся «линия представляет удобные условия для проведения железной дороги».

Хотя в ходе заседания подкомиссии по выбору направления железной дороги в Сибири в Особой комиссии Императорского русского технического общества Николай Меженинов и говорил, что в целом территория от Ачинска до Иркутска не совсем удобна для проведения железной дороги (придётся пересечь много крупных рек и несколько хребтов), но «окончательно решено придерживаться Московского тракта, изыскания дали удовлетворительные результаты…».

Впоследствии он говорил: «Мы выбирали направление линии, которое было указано в Особом совещании, так что нельзя было отступать от известных пунктов, как Красноярск, Канск и Иркутск. Но в пределах этих пунктов могли быть разные варианты, и с этой целью можно делать предварительные рекогносцировки. Например, рекогносцировки делал подполковник Генерального штаба Некрасов от Уды до станции Рыбная на протяжении 480 вёрст (южнее нашей линии на 70–80 вёрст). Рекогносцировки эти показали, что хотя и получилось некоторое сокращение в длине линии, но это сокращение ушло бы на развитие линии при переходах через перевалы: вопрос этот обсуждался в Иркутске, и признали нужным отклонить линию к северу».

С ним соглашался генерал-губернатор и командующий войсками Иркутского военного округа А.П. Игнатьев. Он рапортом от 12 июля 1888 года ходатайствовал для уменьшения расходов казны по постройке Томско-Иркутской железной дороги об уменьшении проектированного водоснабжения с семи до четырёх пар в сутки, поскольку, по его мнению, по экономическим условиям края даже в отдалённом будущем нельзя было ожидать на ней «густого коммерческого движения».

Была составлена предварительная расценочная ведомость на сооружение ширококолейной железной дороги при облегчённых технических условиях. Расчётная длина участка от Томска до Иркутска составляла приблизительно 1500 вёрст. Сметная стоимость строительства определялась суммой в 43 млн руб., или 28666 руб. на версту, включая непредвиденные расходы и различные вознаграждения .

На предварительные изыскания Средне-Сибирской железной дороги было затрачено 224830 руб.  Николай Меженинов на изыскательских работах сберёг 19,5 тыс. руб.  Отсюда напрашивается вывод, что средств для изыскательских работ оказалось более чем достаточно, но сами исследования проведены недостаточно подробно.

Представив проект в Министерство путей сообщения, Николай Павлович на три года – с 1889-го по 1892-й – уехал из Сибири. В это время он успел выполнить комплекс изыскательских работ и построить «курортную» Джанкой-Феодосийскую железную дорогу в Крыму. Но уже 23 сентября 1892 года выдающийся инженер был назначен на должность начальника изысканий и начальника работ по постройке Средне-Сибирской железной дороги.

Нет, наверно, необходимости приводить хронику возведения 1818-километрового участка магистрали: она  была достаточно подробно описана в цикле публикаций в честь 120-летия прибытия первого поезда в Иркутск. Хочется лишь отметить, что с приближением головы укладки к Байкалу Транссиб стал обретать те очертания, которые стали реальностью в наши дни. Очертания ключевого участка трансконтинентальной транспортной артерии. 


Александр Хобта, кандидат исторических наук, главный хранитель музея истории ВСЖД