17 декабря 2018 03:09
фото: Виталий Калашников

В контексте истории магистрали

Железнодорожные комнаты боевой и трудовой славы осваивают новые формы привлечения аудитории

В конце ноября сразу три производственных музея, расположенных в границах Улан-Удэн-ского региона ВСЖД, стали призёрами дорожного смотра-конкурса комнат боевой и трудовой славы, посвящённого 15-летию со дня образования ОАО «РЖД».
Первый из них принадлежит локомотивному депо Улан-Удэ. Основанный 52 года назад, он располагается в здании бывшей деповской конторы и является одним из самых крупных на дороге. Назвать точное количество экспонатов, которые сегодня хранятся в его залах, практически невозможно. Богатые фонды служат отражением многолетней истории депо, 
бережно храня память о его работниках. 

Прямо напротив дверей производственного музея находится совет ветеранов локомотивного депо Улан-Удэ, поэтому неудивительно, что наиболее частые посетители выставок – бывшие машинисты и деповчане. Бывают здесь и группы школьников из  городских и районных школ республики, однако организовать такие поездки из-за строгих требований безопасности к перевозке детей удаётся нечасто. Впрочем, как считает хранитель музея Вера Серкиза, если посетитель не идёт к экспонатам, то выставке самой надо сделать шаг навстречу аудитории.

– Практику проведения выездных экспозиций в школах и детских садах мы начали три года назад. Берём с собой несколько небольших экспонатов: «шарманку» машиниста, фуражку, медали и значки работников транспорта, а также фотографии.  Рассказываю детям об истории магистрали не только я, но и заслуженные ветераны депо, которых обязательно берём с собой на такие встречи, – рассказывает хранитель музея локомотивного депо Улан-Удэ.

По соседству с музеем локомотивного депо расположилась Комната боевой и трудовой славы работников всего Улан-Удэнского региона ВСЖД. В небольшом помещении подобрана уникальная коллекция экспонатов различной тематики: от стендов, посвящённых воинам-железнодорожникам Великой Отечественной, до экспозиции точных копий орденов и медалей времён царской России. 

Среди последних экспонатов, пополнивших фонды музея, оригинальный эскиз альфрейной живописи, когда-то украшавшей потолок железнодорожного вокзала станции Улан-Удэ.  Отыскать чудом сохранившийся исторический чертёж удалось в личных архивах одного из работников  магистрали, а сегодня он стал настоящим украшением обширной музейной коллекции. 

По словам хранителя комнаты Елены Калаганской, разместить все многочисленные экспонаты в небольшом зале уже не представляется возможным. В планах найти более просторное помещение, где экспозицию, отражающую богатую историю региона, удалось бы расположить более рационально и с комфортом для посетителей.  Ещё одно пожелание – наладить взаимодействие между коллегами по музейному цеху.

– На Восточно-Сибирской магистрали работают 11 комнат боевой и трудовой славы. Все они имеют свои наработки и оригинальные идеи. Хотелось бы, чтобы у хранителей этих комнат была возможность лично  встретиться и обменяться опытом: в контексте общей истории магистрали и музеи её структурных предприятий должны активно взаимодействовать, – рассуждает Елена Калаганская. 

С этим утверждением согласна и Светлана Молокова, хранитель комнаты боевой и трудовой славы Горхонской дистанции пути. В канун 80-летия «тринадцатой» дистанции самый восточный музей Улан-Удэнского региона получил большое обновление:

– На выделенные нам средства обновили стеллажи и сделали ремонт. Если раньше свободного места для размещения всех экспонатов не хватало, то теперь нам удалось выставить на всеобщее обозрение все имеющиеся фонды.

Отдельная гордость музея – новый красочный стенд, посвящённый трудовым династиям предприятия. Семьи Новиковых, Прохоровых, Фазловых и Фёдоровых трудились на магистрали практически со дня прокладки здесь Транссиба.

К слову, музей в Горхоне имеет ярко выраженный путейский профиль. Здесь собрана уникальная коллекция рельсов и предметов верхнего строения пути. Украшает экспозицию старинный станционный колокол, в который, очень любят «на удачу» позвонить все посетители.

Аудиторию музея составляют в большинстве своём жители Горхона и близлежащих станций. Но гостям здесь, по словам Светланы Молоковой, рады всегда:

– Железная дорога когда-то дала жизнь нашему посёлку, а наша задача – бережно хранить её историю в благодарность за это, – заключает Светлана Молокова.


Виталий Калашников
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31