21 ноября 2018 11:02
фото: Архив «Восточно-Сибирского пути»

Жизнь – движение

В свои 70 лет Сергей Воробьёв ходит в таёжные, горные и водные походы, показывая пример молодым, как надо жить в ладу с природой, людьми и с самим собой.
В редакцию нашей газеты Сергей Ануфриевич забегает в последнее время нечасто, но всегда с хорошими новостями: выпустил очередную книгу и принёс подписанные экземпляры в подарок всем журналистам, сходил в очередной поход или побывал в новых городах и весях нашей необъятной страны – надо поделиться впечатлениями. Вот и 12 ноября, когда состоится его очередной громкий юбилей, он будет где-то в дороге.

Любовь к дальним путешествиям зародилась ещё в студенческие годы. Спортивным туризмом Сергей Ануфриевич начал заниматься в 1967 году в хабаровском клубе «Альтаир». И по профессии Воробьёв – движенец, окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. До ухода на пенсию долгое время трудился поездным диспетчером в Центре управления перевозками Восточно-Сибирской магистрали.

В свободное от работы время совершил более двух десятков походов пятой и шестой категорий сложности, прошёл на лыжах, байдарках, катамаранах и пешком практически по всей южной и юго-восточной Сибири, оставил своей след в Якутии и на Дальнем Востоке. Не только Совершил множество первопрохождений отдельных препятствий, но и открыл для туризма целые районы нашей страны.

Заслуженный путешественник России – таково официальное и народное признание Сергея Воробьева. Значительную часть своей жизни он провёл в путешествиях по ещё малоизученным и труднодоступным местам. За это получил ещё одно высокое звание – мастера спорта России международного класса по спортивному и лыжному туризму. 

И даже находясь за мониторами и пультами рабочего места поездного диспетчера, он мысленно продолжал путешествовать… по своим диспетчерским округам. Ведь многие километры по северу Бурятии и Иркутской области Сергей Ануфриевич протопал собственными ногами…

В 2016 году отмечали 20-летие со дня создания на Восточно-Сибирской дороге первого на сети центра управления перевозками. В своих воспоминаниях, опубликованных в нашей газете, Сергей Ануфриевич тоже рассказал о том, как всё начиналось. И не преминул воспользоваться моментом, чтобы начать статью со своего  удивительного путешествия по северу Забайкалья.

«Вспоминаю очень давний разговор, который произошёл у меня с жителями забайкальского посёлка Чара в преддверье строительства Байкало-Амурской магистрали. Это было как раз за год до начала того эпохального события. Мы только-только закончили маршрут в горах Кодара и в местном аэропорту ожидали посадки в самолёт. Между делом завязался разговор с соседями о том, что интересного видели в горах и в тайге, с кем встречались. А видели мы некие колышки, проставленные вдоль озера Леприндо, встречались с иркутскими геофизиками, которые, как они объясняли, исследовали земную твердь по линии будущей железной дороги. И когда сказали об этом, местные жители запричитали:

– Значит, это не слухи, он всё-таки придёт! Ой, Господи, что же с нами будет?

– Да кто придёт? Что должно случиться?

– БАМ придёт. Всё порушит, всё споганит. Ведь до войны он уже приходил в Тынду. Чё там творилось, вспоминать страшно: кругом лагеря были, зэки!

Вот так забайкальцы переживали грядущее наступление тех событий, которые буквально через пару лет вдохнули в богом забытый край новую жизнь, а в их семьи принесли благополучие и достаток. Примерно так же, с неким недоверием и растерянностью, работники ВСЖД в 1996 году обсуждали предполагаемые перемены в управлении перевозочным процессом...»

В декабре 1996 года ЦУП был торжественно открыт. Вместе с ним была перевёрнута последняя страница старой книги о способах хозяйственной деятельности и оперативного управления движением поездов на сети железных дорог. В числе первых работников первого ЦУПа был поездной диспетчер Сергей Воробьёв.

Думаю, что вышеприведённые воспоминания Сергея Ануфриевича увидят свет на страницах одной из его новых книг. А их у него уже более десятка. И очень примечательно, что в каждой из них Сергей Ануфриевич называет себя внештатным корреспондентом газеты «Восточно-Сибирский путь».


Евгений Долинин