15 декабря 2018 13:59
фото: Личный архив Владимира Каутца

Если понимаешь, чем живёт дорога

Классного экономиста на Восточно-Сибирской всегда отличало умение вникать в специфику работы разных служб магистрали

Сегодня, 9 ноября, отмечает свой юбилей почётный железнодорожник и заслуженный экономист России Наталья Ивановна Бирюкова, чьё становление как профессионала высокого уровня прошло на Восточно-Сибирской магистрали.
Тайшет на поезде не объедешь

После окончания в 1977 году Хабаровского института железнодорожного транспорта по направлению она прибыла в вагонное депо Тайшет на должность экономиста. Там она досконально изучила специфику работы вагонного депо: технологию, взаимосвязь всех цехов и всю финансово-экономическую деятельность. А затем решила расширить свой кругозор – через год перешла работать старшим инженером-экономистом в локомотивное депо Тайшет.

Оба предприятия, и локомотивное и вагонное, являлись крупнейшими в нашем железнодорожном узле. От слаженной работы двух коллективов зависит работа практически всей Транссибирской магистрали – хотя бы потому, что «объехать» Тайшет ни на каком поезде невозможно. Наталья Ивановна успешно справлялась с всеми вопросами планово-экономической и финансовой работы.

Мною она была приглашена для работы в аппарат Тайшетского отделения на должность старшего инженера-экономиста планово-технико-экономического отдела. Ей поручалось ведение планово-экономической работы по всем хозяйствам дороги, но для этого необходимо хорошо знать технологию работы железнодорожных предприятий, а их на отделении было 32. Численность работающих в то время превышала 20 тысяч. И возложенные задачи Наталье Ивановне оказались по плечу.

Когда незаменимых нет

Коллектив в отделе был очень дружный. Его сплочённость обеспечила полную взаимозаменяемость работников. Каждый досконально знал тонкости работы коллег. Планы по объёмным и качественным показателям вела Ольга Ивановна Иваненко, план по капитальным вложениям и капитальному ремонту – Нелли Яковлевна Акимова, штатные расписания и расходы на содержание аппарата управления были в ведении Валентины Тимофеевны Совиных. За рационализаторскую работу во всех коллективах отделения отвечал заместитель начальника отдела Владимир Иванович Савчук, и вместе с ним за эти вопросы отвечала Татьяна Петровна Шлапак. Наталья Ивановна отвечала за планирование эксплуатационных расходов, в том числе по всем элементам затрат.

Коллектив Тайшетского отделения неоднократно выходил победителем в отраслевом соревновании, что подтверждало факт его сплочённой работы по всем вопросам, включая планово-экономические и финансовые. Отделение дороги вело огромный объём строительных работ. Развивались и модернизировались предприятия всех хозяйств. Особое внимание уделялось строительству объектов социальной сферы, в том числе жилья.

Примета точная, цветочная

В отделе было много цветов. Мы заметили некоторую закономерность: если кто-то из работников отдела начинал их пересаживать, это означало, что скоро этот человек покинет наш коллектив и пойдёт вверх по служебной лестнице. Тамара Демьяновна Гусева перешла от нас работать в экономическую службу Красноярской железной дороги. Галина Ивановна Вечерская стала трудиться в планово-технико-экономическом отделе Владивостокского отделения ДВЖД, Мила Леонидовна Кращенко – в Волгоградском отделении ПривЖД. Такой вот ботанический закон в науке управления персоналом.

И как-то раз пересадкой цветов вдруг занялась Наталья Ивановна. Примета не подвела: после этого её пригласили работать инструктором в промышленно-транспортный отдел Тайшетского горкома КПСС.

Через некоторое время у нас в отделении требовалось найти достойного кандидата на должность заместителя начальника финансового отдела.

Как помочь товарищу, если он попал в партию

Мы обратились в горком партии с просьбой разрешить Наталье Ивановне вернуться в аппарат отделения дороги на эту должность. Но там решили сохранить ценного работника и перевели Наталью Ивановну на должность начальника промышленно-транспортного отдела.

Прошло какое-то время, и в нашем отделении появилась вакансия начальника финансового отдела. Мы вновь обратились в горком с аналогичной просьбой. И снова Наталью Ивановну повысили – до третьего секретаря городского комитета КПСС.

В общем, с нашей косвенной помощью Наталья Ивановна дошла до поста второго секретаря. Да что там, мы могли и дальше двигать её по партийной линии, но в стране грянули резкие перемены. 6 ноября 1991 года Ельцин запретил деятельность КПСС.

Триумфальное возвращение на магистраль

Наталья Ивановна вернулась старшим экономистом в ПМС-67. Через некоторое время она стала руководителем планово-технико-экономического отдела Тайшетского отделения. В 1992 году возглавила аналогичный отдел на Иркутском отделении дороги.

В это непростое время приходилось решать всевозможные задачи, главная из которых состояла в том, чтобы сохранить коллективы железнодорожных предприятий, обеспечить достойную заработную плату и социальную защищённость работающих.

В 1996 году Наталья Ивановна была в составе делегации работников ВСЖД участником съезда железнодорожников. Начиная с 1997-го она почти десять лет трудилась заместителем начальника экономической службы Восточно-Сибирской железной дороги. Все коренные преобразования по совершенствованию структуры управления и другим экономическим нововведениям происходили при её участии.

После выхода на пенсию она перешла работать в Иркутский государственный университет путей сообщения на кафедру «Экономика и управление на железнодорожном транспорте». Своим ценным опытом и знаниями она щедро делилась со студентами. Написала множество методических указаний и публикаций по вопросам реформирования и экономической работы.

Не отпускает Восточно-Сибирская

В конце 2011 года Наталья Ивановна переехала жить поближе к своим родственникам, в Волгоград. Но душою она здесь, на Восточно-Сибирской, где прошла вся её трудовая жизнь. Здесь она получила звание «Заслуженный экономист России», была награждена знаком «Почётному железнодорожнику». Поэтому ежегодно летом приезжает в отпуск на Иркутскую землю и встречается с коллегами по работе. Сибирь не отпускает, здесь живут её друзья, её ученики.

Поздравляем Наталью Ивановну с юбилейным днём рождения.  Желаем крепкого здоровья, прекрасного настроения и всего самого наилучшего. Пусть каждый день приносит Вам радость и добрые  вести!


Владимир Каутц, заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам в 1998–2010 годах