13 ноября 2018 01:58
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Александр Иванов

Соло для диспетчера общего дела

У талантливого новатора находится время и на собственные задумки, и на помощь коллегам, которые ищут достойную тему

Высокое звание инженера путей сообщения Илья Елизов подтверждает высокоэффективными разработками.
Если бы Илья захотел, то мог бы запросто довольствоваться тем, что установленное для его подразделения задание по внедрению рационализаторских предложений выполняется только силами его подчинённых. В возглавляемом им техотделе эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный хватает сотрудников с настоящей инженерной хваткой и амбициями новаторов.

Но такой мысли у него как у человека, влюбленного в рационализаторское творчество, в принципе не возникает. Каждый год в свой актив он записывает не менее пяти рацпредложений. И все они, по сути, – реакция на возникающие вызовы.

Так, например, около трёх лет назад он вместе с начальником отдела эксплуатации Виктором Шестаковым и машинистом-инструктором Петром Туревичем нашёл способ, позволяющий легко и без напряжения справиться с хищениями индуктивных шунтов локомотивов 3ЭС5К, – были сбережены сотни тысяч рублей компании.

Разработчики инициировали систему контроля за локомотивными бригадами, которая отслеживает наличие этой детали на электровозе. По их предложению задействована микропроцессорная система управления движением локомотива. В результате локомотивная бригада во время приёмки машины получила возможность использовать информацию о том, на месте ли шунты.

Способ хорош ещё и тем, что в случае если шунты отсутствуют, то система может определить место, где они похищены и таким образом установить истинного виновника. И при этом идея Елизова не потребовала никаких денежных вливаний.

Особенно довольны машинисты. Но оценили это противоядие от воров и в сервисном локомотивном депо Иркутское, где выполняется обслуживание и ремонт тягового подвижного состава.

– Предложение пошло на пользу и нашему предприятию, – говорит заместитель начальника депо по ремонту Валентин Фомин.

По его словам, хорошее подспорье предприятие получило и от других рационализаторских инициатив Елизова. Используя их, здесь ускоряют процесс обслуживания локомотивов и уменьшают непроизводительные расходы.

Вообще в сервисном локомотивном депо Илья свой человек. В редкий день он не использует возможности побывать на ремонтных позициях этого предприятия, чтобы своими глазами увидеть, как протекает процесс обслуживания электровозов и тепловозов, приписанных к эксплуатационному депо.

А в последнее время эти визиты стали более частыми. Нередко он встречается с известными на Восточно-Сибирской рационализаторами Иваном Бушковым, Сергеем Сапуновым, Вячеславом Бондариком и обсуждает с ними возникшие проблемы. С Бушковым, например, не так давно решал задачу по размещению на локомотивах новых инструментальных ящиков.

Один из поводов навещать ремонтную зону смежников – поступившие на ВСЖД тепловозы серии ТЭМ-14. Бывает, что при устранении персоналом отклонений от технических стандартов Илья Елизов также подключается к решению возникших вопросов. И зачастую его мнение оказывается как ложка к обеду.

В результате таких визитов в сервисном депо внедрено разработанное им в тандеме с ведущим инженером этого предприятия Вячеславом Бондариком приспособление для сокращения временных затрат при измерении перекоса кареток токоприемника электровоза 3ЭС5К в рамках перевода локомотива с летнего режима работы на зимний. При его содействии здесь также  успешно применяется изменённая схема монтажа обгоревших главных высоковольтных кабелей на электровозах «Ермак».

Немало технологических улучшений, адаптировавшихся на дороге, реализовано Елизовым и в других творческих группах. Большинство рац-предложений выкристаллизовывались в соавторстве с работниками эксплуатационного депо. Так, с бывшим начальником предприятия Александром Чемодановым, ныне начальником Восточно-Сибирской дирекции тяги, и инженером  Алёной Хромых внедрена технология, изменившая организацию работы локомотивов пассажирского движения на участке Мариинск – Чернышевск. Она устанавливает изменённый порядок работы парка пассажирских электровозов Восточно-Сибирской дирекции тяги и локомотивных бригад Красноярской и Восточно-Сибирской дорог и предусматривает в экспериментальном порядке исключение процедуры смены локомотивов по станции Зима. По расчётам внедрение проекта обернётся экономическим эффектом в 7,7 млн руб.

Из серии высокоэффективных также рацпредложение, выполненное с Александром Чемодановым. С учётом пожеланий руководства дирекции тяги и сервисного локомотивного депо Иркутское для улучшения контроля качества ремонта пассажирского парка локомотивов ими разработана система установления контроля качества и ответственности за каждый узел в формате «три плюс один». В соответствии с ней в сервисном депо осуществляются три ступени контроля. На первой задействованы его технологи и мастера, на второй – заместитель начальника, на третьей – начальник этого предприятия. Четвёртая ступень контроля возложена на начальника эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный.

Малозатратной, по словам Ильи Елизова, обещает стать и его совместная разработка с главным инженером станции Иркутск-Сортировочный Константином Ващуком. Выполняться она будет в рамках программы бережливого производства. Итогом этой работы станет мультифункциональный проект, предусматривающий перегонку локомотивов из основного эксплуатационного локомотивного депо на ПТОЛ и обратно. Он направлен на сокращение трудозатрат, повышение пропускной способности станции Иркутск-Сортировочный и исключение в её границах враждебных маршрутов.

По словам Елизова, свою новаторскую деятельность он выстраивает так, чтобы была в выигрыше эксплуатационная работа депо, улучшалось техническое состояние локомотивов. Недавно совместно с машинистом-инструктором депо Константином Толстиковым он приступил к разработке нескольких рацпредложений, позволяющих с максимальной эффективностью использовать тепловозы ТЭМ14 в маневровом движении.

Не забывает Илья о вовлечении в рационализаторский процесс инженерно-технического персонала и локомотивных бригад. Им он подаёт тему, в которой те смогут себя проявить. Всегда у него есть время и на советы товарищам, у которых что-то не спорится.

– Когда-то мне ведь тоже помогали как начинающему специалисту, – говорит он, – и очень часто такая помощь была от главного инженера депо Алексея Шабанова.

Первые шаги в техническом творчестве Елизов делал в ИрГУПСе под руководством заместителя начальника кафедры электроподвижного состава Даниила Коноваленко. С ним он вёл проект «Система контроля надёжности асинхронных электрических машин в процессе эксплуатации». Участвовал в разработке схемы и прибора, предназначенного для информирования машинистов о состоянии электрических машин на электровозе. Этот проект, кстати, получил патент.

Есть у него  и награда. За активную рационализаторскую деятельность в канун Дня железнодорожника Илья удостоен благодарности руководства ВСЖД.



Александр Иванов