16 ноября 2018 19:11
фото: Лейла Мустафаева

В знаниях – сила

Время перемен требует от профлидеров грамотных решений

Прошедший в Иркутске VII пленум комитета дорпрофжела на Восточно-Сибирской магистрали поставил перед членами профсоюза ряд важных вопросов.
До окончания действия нынешнего Коллективного договора ОАО «РЖД» ещё год с небольшим. Но в Роспрофжеле уже началась работа по формированию профсоюзного варианта проекта главного документа на 2020–2022 годы. В предлагаемой концепции колдоговора предусмотрен ряд дополнительных гарантий, можно сказать, навеянных временем. Так, например, предложено внести комплекс защитных мер для работников предпенсионного возраста.

На пленуме о новом колдоговоре упомянули вскользь. Как и о том, что в стратегии экономического развития страны важное место отведено проектам, связанным с Транссибом и БАМом. Казалось, при таких перспективах работникам предприятий полигона Восточно-Сибирской дороги жить бы да радоваться. Только в реальности даже передовые изменения имеют обратную сторону.

Поэтому речь на пленуме шла о том, как в махине новых социально-экономических явлений страны, реформ РЖД в частности, обеспечить рядовому железнодорожнику защиту его прав на производстве. Эти новые веяния ставят перед членами профсоюзной организации очередные задачи. Искать на них ответы сразу, не откладывая на завтра, – вот единственно правильное решение в обстановке динамично меняющейся реальности.

Председатель дорпрофжела на ВСЖД Александр Старцев, выступая с докладом о том, какие предпринимаются действия по социально-экономической защите членов Роспрофжела в современных условиях, говорил, что и вопросов возникает немало. Камнем преткновения может стать решение работодателя предоставлять часть льгот работнику по принципу так называемого «кафетерия».

– Предложение не новое. Но любая монетизация заканчивается, как правило, дефицитом бюджета и, как следствие, ущемлением прав работников, – высказывал свою точку зрения Александр Старцев.

Переходу структур в аутсорсинг противостоять сложно. Даже при том, что эта система показала свою ограниченную жизнеспособность в условиях железнодорожного производства с его круглосуточным режимом работы и требованиями по обеспечению безопасности движения. Например, фирмы, обеспечивающие уборку комнат отдыха локомотивных бригад, не готовы предоставлять своих сотрудников для работы в ночное время. По словам Александра Старцева, представители профсоюза должны также принимать участие в обсуждении условий договора на оказание услуг, чтобы не упустить важные моменты в работе.

Внедрение полигонных технологий и связанное с ним образование новых производственных структур создают отличные возможности для профлидеров показать свои деловые качества. Но не думать о том, что обстоятельства предоставили шанс проявить себя. Переживать о людях, которые по окончании реорганизаций могут остаться без работы, попасть под сокращение.

Компетентность – вот главное условие, наличие которого позволит председателю первичной профсоюзной организации внести лепту в то, чтобы снивелировать последствия реформ в отношении работников. Александр Старцев призвал представителей первичек активно участвовать в подготовке локальных документов на предприятии, коллективного договора дороги. Возможность для получения знаний, необходимых для решения этих вопросов, профлидерам предоставят.

К слову, на следующий день после пленума работникам профорганизации предстояло сесть за парты. Двухдневный семинар для членов комитета дорпрофжела, освобождённых председателей первичек, их замов провели в стенах учебного центра Роспрофжела на базе «Железнодорожник». Активистов знакомили с правовыми и финансовыми аспектами работы, информационными технологиями.

В работе пленума приняли участие заместитель председателя Иркутского областного проф-объединения Александр Коротких, заместитель начальника ВСЖД по кадрам и социальным вопросам Алексей Боровиков, руководители служб и предприятий магистрали.

Лейла Мустафаева