20 ноября 2018 01:12
фото: Личный архив Владимира Каутца

Из дежурного – в президенты

Одарённость и социальные лифты отрасли позволили двенадцатому ребёнку в семье хлебороба выйти в руководители магистралей

Вчера отметил свой 70-летний юбилей Анатолий Степанович Левченко.
Первый раз мы встретились с Анатолием Степановичем в кабинете начальника дороги Шалвы Омеховича Цинцадзе. Дело было 2 марта 1984 года, в этот день проводилась балансовая комиссия Тайшетского отделения, и по этой причине в управлении был собран весь командный состав. Я в это время трудился начальником планово-технико-экономического отдела отделения.

Напутствие Цинцадзе 

Руководитель магистрали представил нам нового начальника нашего отделения. Назначение это получил Анатолий Степанович. Кратко был освещён его трудовой путь: после окончания в 1971 году Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта начал свой трудовой путь на станции Иркутск-Сортировочный дежурным по парку, потом – маневровый диспетчер, далее поездной диспетчер, ревизор отдела движения Иркутского отделения.

В декабре 1975-го возглавил станцию Суховскую, а с 1979 года – отдел движения отделения дороги. Перед назначением НОДом Анатолий Степанович был инструктором промышленно-транспортного отдела Иркутского обкома КПСС.

После этого Шалва Омехович приступил к жесточайшей критике фактических результатов работы коллектива Тайшетского отделения. Делал это он специально – чтобы Левченко знал, какие вопросы ему предстоит решать в новой должности.

Во-первых, надо чтобы отделение лучше работало, особенно по строительству. Из-за того, что строителям СМП-586 не были в полном объёме предоставлены «окна», оказались недоосвоены плановые суммы по многим объектам, предназначенным для развития Тайшетского узла.

Во-вторых, отделение не выполнило план по отправлению каменного угля и лесных грузов.  Даёт сбои система подготовки вагонов под погрузку. Грузооборот из-за этого снижается. Не выполняется простой вагона под одной грузовой операцией. Снижен вес грузового поезда. Из Тайшета и Зимы отправляются неполновесные и неполносоставные поезда.

– А если не выполняется план и плановые задания, – заметил Шалва Омехович, – то начальнику надо уходить с работы!

В-третьих, выросли несохранные перевозки по станции Тайшет:

– Сегодня мы даём руководителю поблажку, а завтра он пойдёт под суд. Тогда каждый будет выгораживать свою шкуру.

В огромном количестве часы сверхурочной работы.

– Вчера я поснимал на 50% с тринадцатой зарплаты и с начисления за выслугу лет многим руководителям. Каждый должен задуматься: почему? Если дела не поправятся и если мы не перестроимся, то мы многих командиров потеряем.

Начальник дороги повёл к тому, что всё зависит от руководителей:

– Как будем руководить, такой получим и результат. План – это закон, а качество плана – это результаты экономической работы. Тут контролёры сейчас не нужны, нужны организаторы выполнения поставленных задач!

Вот такое напутствие получил новый НОД и весь командный состав отделения от Шалвы Омеховича по итогам балансовой комиссии.

Запасная зубная щётка – залог отличного отчёта

Прибыв «на отделение», Анатолий Степанович вместе с рядом руководителей первым делом обследовал все предприятия и все станции. Началась конкретная работа по выполнению всех плановых заданий.

В первую очередь Левченко занялся эксплуатационной работой. Проводил сам и отчитывался лично на всех селекторных совещаниях и утром и вечером.

Дела стали резко поправляться.

У меня с Анатолием Степановичем сложились дружеские отношения, несмотря на то что он был моим начальником. Я узнал, что родился он в селе Новопетровка Алтайского края. Был двенадцатым, самый младшим, ребёнком в семье. Отец Степан Петрович – хлебороб. Мать Ольга Прокопьевна работала дояркой, птичницей, занималась огородничеством и воспитывала детей.

Я сказал Анатолию Степановичу, что он очень хорошо знает эксплуатационную работу и не надо ему лично отчитываться и проводить все селекторные совещания – пусть он это доверит своим замам и руководителям отдела движения. Больше надо уделить своего времени развитию отделения, проектированию, строительству, хозяйственной и финансово-экономической работе. И Левченко положительно воспринимал все пожелания, которые влияли на улучшение работы коллектива отделения дороги.

Он хотел, чтобы наши подразделения соответствовали уровню предприятий высокой культуры. В качестве примера он приводил Ангарский цементный завод.

И мы поехали на этот завод. И своими глазами увидели на его территории полные цветов клумбы. Заведи туда постороннего – ему бы в голову не пришло, что это цемзавод.

На балансовой комиссии начальнику Тайшетского вагонного депо Анатолий Степанович предложил улучшить культуру работы в депо. Тот пообещал, что через год у него проявится зимний сад, а рабочим будут выдавать молочный коктейль.

Через год – снова балансовая комиссия ВЧД Тайшет. Начальник депо докладывает результаты работы. Я делаю замечание: а кто год назад говорил, что в депо будет зимний сад и молочный коктейль? В результате ВЧД за неисполнение своих обещаний получило взыскание.

Под руководством Левченко в отделении проходило внедрение белорусского метода. Однажды НОДа вызвали с отчётом в Иркутск, куда прибыли руководители МПС СССР. Я подготовил для Левченко отчёт и небольшой доклад. Но в день отъезда Анатолий Степанович предложил и мне поехать с ним:

– Спокойнее отчитываться.

– Так я не готовился к командировке – у меня даже зубной щётки нет.

– Есть у меня в вагоне зубные щётки.

Работу по внедрению белорусского метода на Тайшетском отделении признали одной из самых лучших на сети.

С пожеланиями здоровья и успехов

После Тайшета Анатолий Степанович работал заместителем начальника Красноярской дороги. Затем руководил Куйбышевской и Южно-Уральской магистралями, Самарским государственным университетом путей сообщения. Сегодня он – президент этого вуза. Имеет множество государственных наград.

Думаю, коллектив Восточно-Сибирской железной дороги не будет против, если я от его имени поздравлю Анатолия Степановича с днём рождения: всё-таки именно на нашей магистрали проходило становление этого выдающегося руководителя железнодорожного транспорта. Пожелаем ему крепкого здоровья, всего самого наилучшего и дальнейших успехов в его деятельности!


Владимир Каутц, заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам в 1998–2010 гг.