21 сентября 2018 21:15
фото: Александр Богачёв

Новаторы цифровой реальности

Накануне Дня программиста ведущие специалисты Иркутского информационно-вычислительного центра  рассказали о том, насколько ближе к нам становится мир информационных технологий.
Работники Иркутского ИВЦ твёрдо уверены, что программист – это не столько профессия, сколько призвание. Есть ведь такие люди, которых, независимо от рода деятельности, называют новаторами. В какой-то степени программист – этот тот же изобретатель, только, в отличие от Кулибина, он использует виртуальный инструмент, именуемый языком программирования. И таких мастеров в центре немало.

Как рассказал начальник отдела АСУИ Константин Малышевский, основная деятельность работников центра сосредоточена на эксплуатационном сопровождении отраслевых систем, поскольку в компании происходит внедрение единых подходов, централизация и унификация программных решений.

Тем не менее многие сотрудники ведут свою рационализаторскую деятельность, которая в первую очередь выражается в создании программных продуктов для технологий повышения эффективности работы информационно-вычислительного центра.

– У нас работают такие талантливые ребята, как Алексей Попов, Дмитрий Лебедев, Максим Романкин, Виктор Ерофеев, Феликс Калинович. Из-под их пера выходят рацпредложения и проекты бережливого производства, – отметил Константин Малышевский.

В мае его отдел оформил проект по изменению технологии соблюдения и контроля плановых и крайних сроков объектов АСУ ЕСПП, в процессе оформления – проект оптимизации настройки программного обеспечения для проставления электронной подписи в информационных системах ОАО «РЖД».

Константин также подчеркнул, что основная работа отдела делится сейчас на четыре направления. Это центры технологического сопровождения по безопасности движения, информационному обеспечению процессов управления инфраструктурой железнодорожного транспорта и холдингом, а также центр компетенций интеграционных платформ. При этом Иркутский ИВЦ послужил для всей сети дорог базовой площадкой для организации и функционирования центра технологического сопровождения по безопасности движения. Это является наглядным подтверждением самой высокой квалификации работающих здесь специалистов.

Говоря о перспективах развития информационных технологий в отрасли, Константин Малышевский подчеркнул особую роль IT-специалистов, приближающих цифровую реальность.

– Сейчас идёт консолидация и укрупнение информационных систем, внедрение безбумажных технологий, создание единого информационного пространства, переход от систем учёта и контроля к управленческим решениям. Автоматизированные системы в будущем позволят вырабатывать оптимальные решения при организации перевозок. В этом и заключается один из основных принципов проекта, называемого «цифровой железной дорогой», – сообщил Константин Анатольевич.

Об одном из крупных и интересных проектов сетевого значения, который сейчас проходит обкатку на ВСЖД, рассказал начальник отдела АСУ ТП Алексей Черепанов:

– В ноябре прошлого года на дороге была создана рабочая группа проекта внедрения электронного маршрута машиниста (ЭММ). Проведена большая подготовительная работа, в локомотивных депо установлены так называемые электронные киоски – основная часть программно-технического комплекса. И уже в конце мая начались первые поездки машинистов с использованием данной технологии.

7-9.jpg

Система проходит опытную эксплуатацию в трёх депо. В Иркутске к проекту подключены машинисты пассажирского движения, в Тайшете – маневрового, в Слюдянке – грузового.

Суть электронного маршрутного листа заключается в том, что локомотивная бригада в начале смены при помощи электронной карты отмечается в системе, и с этого самого момента начинается её рабочий день. Все дальнейшие действия, будь то прохождение предрейсового медосмотра или операции с локомотивом, бригада подписывает электронной подписью. 

По прибытии в конечную точку машинист также отмечается в системе и в электронном киоске проверяет сформированные из интегрированных автоматизированных систем данные о своей поездке.

Также система позволит считывать скоростемерные ленты, передавать файлы в единый центр расшифровки и проводить их предварительный анализ.

– Конечно, часть информации машинисту придётся вносить вручную. Например, показания топлива в локомотиве, поскольку ещё далеко не все машины оснащены автоматическими системами контроля и передачи этих данных. Тем не менее основную часть информации мы уже можем формировать автоматически, что делает перевозочный процесс более прозрачным, снижает влияние человеческого фактора на предоставление достоверных данных, – отметил Алексей Черепанов.

По его словам, первый аналогичный проект стартовал ещё в 2012 году на полигоне Северной дороги. Внедрение ЭММ на ВСЖД отличается тем, что привлечены другие поставщики «железа», разработано новое программное обеспечение на базе Windows 10, что делает систему более масштабируемой, позволяет подключать дополнительные периферийные устройства.

Электронный маршрут машиниста также заложен в концепцию «цифровой железной дороги», является составной частью этого глобального проекта. По словам специалистов центра, сегодня на ВСЖД установлено 60 электронных киосков по главному ходу, а запустить проект в работу в полном объёме планируется в 2019 году.

В будущем проект ЭММ может быть дополнен автоматической передачей в режиме реального времени данных с борта локомотива: показателей топлива, скорости, местоположения по спутнику, распознаванием голосовых сообщений машиниста и так далее. Это тоже своего рода цифровое будущее, которое всеми силами стараются приблизить специалисты главного вычислительного центра и его дорожных подразделений.

Александр Богачёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30