19 ноября 2018 20:21
фото: Архив музея ВСЖД

Первый день новой эры

Участники празднования прекрасно отдавали себе отчёт в том, какие перспективы открывает Транссиб для развития Сибири

Даже из официальных документов видно, какой подъём 120 лет назад царил в душах строителей и жителей города на Ангаре.
Однако газетный вариант летописи оставил нам такие детали, которые передают эмоциональную канву праздника. 

«Свершилось!»

В воскресенье 16 августа 1898 года газета «Восточное обозрение» написала: «Свершилось!.. Сегодня свисток паровоза впервые огласил наши окрестные горы, степи и леса, ещё почти не тронутые культурой. Идея о стальном поясе, соединяющем два океана, Великий и Атлантический, ещё не так давно казалась несбыточной мечтой, теперь же через два, много пять лет будет свершившимся актом. Роковой момент для Сибири настал! Старая Сибирь осталась позади, впереди перед нами встаёт что-то новое. Сознание важности переживаемого страной момента проникло во все слои общества и почти перед каждым встаёт вопрос: что-то будет?».

Министр путей сообщения князь М.И. Хилков в телеграмме на имя генерал губернатора А.Д. Горемыкина сообщал: «Прошу Ваше Высокопревосходительство принять мою душевную благодарность о сообщении известия о прибытии в Иркутск первого поезда. Искренне радуюсь доведению рельсового пути до Иркутска и завершению ещё одного звена Великого Сибирского пути».

На следующий день, 17 августа, в здании городского общественного собрания был дан обед по подписке на 175 человек. На обеде присутствовали: П.Я. Соколов, А.Д. Горемыкин, И.П. Моллериус, городской голова В.В. Жарников, художник П.Я. Пясецкий, инженеры путей сообщения и многие другие.

Обед шёл оживленно

Первый тост был от начальника края, Иркутского военного генерал-губернатора А.Д. Горемыкина.

Коснувшись поворота в жизни края, начальник края заметил, «что в настоящий момент нет возможности точно определить границы воздействия важного события на край, но нет сомнения, что поворот этот будет началом прогресса в благосостоянии и развитии народонаселения и края. Не все принимают теперь значение этого события, которое может быть, не всем одинаково будет на пользу, некоторым оно принесёт и вред. Всякому кто мыслью и сердцем сторонник прогресса, великое событие будет радостью и на счастье, но тем, кто не сумел и не желал понять значения его и приспособиться к нему, оно будет на погибель. К чести населения края, нужно сказать, таких между нами мало. Достаточно вспомнить с какой живостью, с каким вниманием и интересом следили за всем, что касается проведения железной дороги. С каким нетерпением ожидали здесь окончания её до Иркутска. Это видно из того, как все мы поспешили на вчерашнее торжество и с какой восторженной радостью население встретило первый поезд. Каждым руководило чувство глубокого сознания важности совершившегося факта и громадной его пользы. Все были проникнуты чувством беспредельной, от глубины сердца исходящей благодарности за те блага и щедроты, которые изливаются на отдельный край любви обильным самодержцем государем императором».

Затем А.Д. Горемыкин сказал, что в Москве 16 августа император Николай II чествовал память Великого государя императора Александра II. В ходе того торжества и иркутяне не были забыты и были «осчастливлены» телеграммой – ответом на депешу о прибытии первого поезда в Иркутск.

Иркутский генерал-губернатор А.Д. Горемыкин сообщил, что министр внутренних дел И.Л. Горемыкин информировал его телеграммой следующего содержания: «Его императорскому величеству благоугодно было всемилостливейше повелеть благодарить Ваше высокопревосходительство и население Иркутска за выраженные в телеграмме ваши чувства и поздравить население с доведение Великого Сибирского пути до Иркутска».

Провозгласили тост за государя. «Ура!». Зазвучал гимн. Послышались выкрики: «Ура!».

Иркутский городской голова В.В. Жарников сказал тост за здоровье министров С.Ю. Витте и М.И. Хилкова, затем начальника Управления по сооружению Сибирской железной дороги П.Я. Соколова, специально прибывшего в Иркутск на торжества.

Начальник сооружения Средне-Сибирской железной дороги инженер путей сообщения Н.П. Меженинов поднял тост за Иркутских генерал-губернаторов А.П. Игнатьева и А.Д. Горемыкина. Последний отклонил тост. Заметив, что «успешное проведение дороги до Иркутска всецело обязано знаниям, энергии, таланту строителей» и попросил выпить за Н.П. Меженинова.

Затем выступил редактор газеты «Восточное обозрение» И.И. Попов, сказавший, что «Великая Сибирская железная дорога – событие, которому нет равных в прошлой истории Сибири». И.И. Попов поднял тост с такими словами: «Сегодня праздник мира и науки, я высоко поднимаю бокал за труд и знания, за науку, согретые любовью к человечеству».

Далее слово взял губернатор: «Я желал, чтобы Иркутск был не только на железной дороге, но и на магистрали, имел бы у себя не побочную ветку магистрали, а главный Сибирский железнодорожный путь. От Иркутска для железной дороги два направления, и для грузов откроется два пути: один в обход озера Байкал – непрерывный рельсовый путь, который может пойти мимо Иркутска кругом, на Мысовую, и в таком случае он будет длиннее на 200 вёрст от Иркутска на Баранчик и далее прямо через озеро на Мысовую, где соединится с Забайкальской дорогой. Провоз по этому последнему пути будет дешевле».

Доктор Маковецкий провозгласил тост за рабочих.

Впечатление художника

Павел Пясецкий, известный тем, что написал полотно, посвященное Великому Сибирскому пути, длиной 945 метров с изображением всего самого интересного от Уральских гор до Дальнего Востока, сказал следующее: «Великий Сибирский путь проложен в большей своей части. Поистине воочию совершается великое дело, исполнен великий подвиг. Но на великое и тяжёлое дело нужны и великие силы и средства. Откуда бы им взяться на Руси? Нам показала история русского народа, что они всегда были и есть у нас на Руси, но до поры, до времени хранятся в скрытом состоянии и неудержимо выходят наружу. Откуда взялась эта гигантская дорога, которой не найдешь ничего равного в мире? Она давно была, но лежала в недрах нашего богатого края и вынута оттуда дремавшими могучими силами народа. Шпалы росли на корню в дремучих лесах, рельсы зарыты были в земле, мысль зрела и крепла, знание приобреталось и совершенствовалось, могучие руки, спины и плечи набирались силы для труда. Настал момент, пришла в них нужда для великого дела. И вот мысль, знание и сила с энергией взялись за естественные богатства русской природы. Все силы народа, силы в разных направлениях сложились в одну равнодействующую, направленную для одной великой цели, по одному слову самодержавного главы и вот свершается подвиг, как бы одной богатырской силой, мгновенно, как бы по мановению руки. Вот откуда взялась Великая Сибирская железная дорога».

В заключение А.Д. Горемыкин «обрисовал симпатичную деятельность» начальника Александровской каторжной тюрьмы А.П. Сипягина. Главный начальник края сказал буквально следующее: «Своим справедливым отношением к арестантам, заботами об них он довёл дело до того, что выходил на железнодорожные работы с каторжными без всякого конвоя и избег между ними смертности и даже заболеваемости тем, что их хорошо кормил и в меру занимал работой. Таким отношением и правильным распределением заработка г. Сипягин достиг того, что не только о преступлениях, но и о проступках не было речи, а оканчивающие срок арестанты просили оставлять их при рабочей партии до расчёта».

Изъявление высочайшей благодарности 17 августа 1898 г. в Санкт-Петербурге состоялся Всеподданнейший доклад М.И. Хилкова императору Николаю II об открытии прямого парового сообщения на всём протяжении Средне-Сибирской железной дороги.

М.И. Хилков сразу отправил телеграмму в Иркутск статскому советнику П.Я. Соколову: «Государь император по доведению мной высочайшему императорскому величеству сведения телеграммы Вашей в 17 день августа изволил выразить свое удовольствие. С своей стороны прошу передать сем принимавшим участие всех сооружений мою искреннюю признательность за успешный ход работ и окончание укладки пути ранее предполагаемого срока».

Из Томска на имя городского головы пришла телеграмма: «Редакция «Сибирской жизни» поздравляет Иркутское общество с открытием железнодорожного движения обещающего Иркутску многие блага».

19 августа 1898 г. в заседании городской управы присутствовавшие выслушивали стоя «изъявление высочайшей благодарности г. генералу-губернатору и населению города Иркутска за выражения чувства верноподданнейшей преданности по случаю прибытия в Иркутск первого железнодорожного поезда».

На телеграмму, отправленную министром путей сообщения по случаю открытия железнодорожного движения до Иркутска, генерал-губернатором получена от князя М.И. Хилкова следующая ответная депеша: «Прошу Ваше превосходительство принести мою душевную благодарность за сообщение известия о прибытии в Иркутск первого поезда. Искренне радуюсь доведению рельсового пути до Иркутска и завершению ещё одного звена Великого Сибирского пути».

Иркутск вступил в новый этап своего развития…


Александр Хобта, кандидат исторических наук