14 августа 2018 22:51
фото: Иван Мамонтов

Сорок минут для особого объекта

Пожарно-тактические учения прошли на вокзале Иркутск-Пассажирский

Рёв сирен пожарных машин и карет скорой помощи, оповещение по громкой связи об экстренной эвакуации, внезапное прибытие к перрону пожарного поезда – картина была столь зрелищной, что многие  пассажиры на самом деле подумали – случилось что-то серьёзное.
13:00 по местному времени. В результате короткого замыкания электропроводки произошло возгорание в помещении камеры хранения вокзала Иркутск-Пассажирский. Пожар развился по всей площади подвального помещения, продукты горения по коридору и через дверные проёмы распространились на первый и второй этажи вокзала, где находятся пассажиры и работники железной дороги. Такова фабула учений, которые прошли в минувшую пятницу в Иркутске.

Уже через минуту после обнаружения пожара дежурный помощник начальника вокзала организует эвакуацию людей из здания. Сообщение диктора с просьбой покинуть помещение большинство пассажиров воспринимает серьёзно. Люди без паники отправляются к выходу. Лишь какая-то бабушка не оставляет попыток задержаться: «Мне ж билет на поезд купить надо». Но сотрудник полиции вежливо просит пенсионерку пройти вслед за ним на выход. Вздохнув, бабушка подчиняется стражу порядка. 

Дежурный в эти минуты оповещает все экстренные службы: ЕДДС МЧС, скорую помощь, дежурную часть ЛОВД, все железнодорожные службы. Поступает приказ об отправке со станции Иркутск-Сортировочный пожарного поезда.

Все пассажиры отошли на безопасное расстояние за выставленное ограждение. Тем временем на привокзальную площадь с сиренами прибывают две пожарные автоцистерны. Пока часть бойцов устанавливает и подключает пожарный гидрант, звено газодымозащитной службы в противогазах и защитном снаряжении отправилось внутрь условно задымленного помещения камеры хранения для поиска оставшихся людей.

В 13:11 на первый путь прибывает пожарный поезд, который предназначен для тушения возгораний в населённых пунктах и на промышленных предприятиях. Его боевой расчёт шесть человек, на вооружении  две стационарных пожарных установки, запас воды 124 тыс. литров, пенообразователя – 5 тыс. литров. Начальнику поезда отдаётся приказ о создании звена ГДЗС для проведения разведки на наличие людей на втором этаже вокзала. Огнеборцы прокладывают от поезда магистральную линию, устанавливают лестницу и поднимаются по ней наверх.

В результате разведки пожарными обнаружены «пострадавшие», их экстренно эвакуируют в карету скорой помощи. В 13:35 условный пожар локализован, а ещё через пять минут – ликвидирован.

Надо отметить, что все 40 минут, пока проходили учения, пассажиры выдержали с пониманием, никто не высказывал слов возмущения, напротив, многие с интересом наблюдали за действиями пожарных и персонала вокзала.

– Я сначала подумала, может и правда пожар. Потом, конечно, догадалась, что это тренировка, но ничего, подожду, до электрички ещё много времени. Парни всё правильно делают, мало ли что может произойти на самом деле, – говорит пенсионерка Эльвира Петровна.

В считанные минуты всё пожарное оборудование убрано, и пассажиры возвращаются в здание вокзала. А руководители задействованных служб отправляются на разбор, чтобы подвести итоги. 

Представители МЧС отметили, что задача была не самой сложной, у них заранее имелся план проведения учений, пожарные знали места работ.

– Нам всё же лучше, когда есть эффект внезапности. Хотя понимаем, что вокзал – особый объект, и желательно не подвергать пассажиров возможной панике, – сказал представитель иркутского спасательного гарнизона.

Пожарные похвалили персонал вокзала Иркутск-Пассажирский, которые освободили проезд для пожарных автомобилей и своевременно эвакуировали граждан.

Главный инспектор по пожарному надзору ФГП ВО ЖДТ на ВСЖД Сергей Полянский также отметил, что работа была организована на хорошем уровне. Оперативно проведена эвакуация силами персонала вокзала и охраны, организовано оцепление. Правда, не обошлось и без замечания.

– Отказал стационарный телефон дежурного по вокзалу. Сотрудница, конечно, быстро сориентировалась, оповестила все службы по сотовому, но надо выяснить причины отказа связи. Хочется подобные прецеденты исключить, – подчеркнул Сергей Полянский.

По словам и. о. главного инженера региональной дирекции железнодорожных вокзалов Андрея Карюка, все замечания будут учтены, отработаны с персоналом не только Иркутска-Пассажирского, но и других вокзалов на магистрали.

– Обязательно поделимся полученным на пожарно-тактических учениях опытом. Никто не застрахован, что такое не случится в реальной жизни, и нужно ко всему быть готовыми. Подобные тренировки будут и дальше проходить регулярно, – заявил Андрей Карюк.
Руководители служб наблюдают за ходом учений
Площадь в считанные минуты освободили для пожарной автоцистерны



Иван Мамонтов