25 сентября 2018 03:19
фото: Фонды музея истории ВСЖД

День, который приближали все

(Окончание. Начало в номере за 6 июля).
Поезд отправился из Скита. Вскоре вдали послышался свисток паровоза, ему ответило отдалённое «Ура!», которое, разрастаясь, перешло в могучую волну. К этому гулу присоединился хор, музыка. Все с нетерпением ждали прихода поезда.

И вот этот миг наступил. Поезд, празднично убранный, медленно миновал нарядную арку и под дружные крики праздничной толпы, замедляя ход, подошёл к вокзалу. Около 12 часов 30 минут военный оркестр заиграл торжественный марш. Публика кричала «Ура!».

Когда поезд подходил к перрону, архиепископ Тихон многократно осенил его крестом. По прибытии из поезда вышли инженеры-строители. Иркутский голова поприветствовал П.Я. Соколова, прибывшего в Иркутск по поручению министра путей сообщения, и преподнёс ему хлеб-соль. Тотчас начался молебен, совершённый высокопреосвященным Тихоном с высшим духовенством. По традиции была провозглашена «вечная память в Бозе почившим императорам Александру II и Александру III» и «многолетие строителям Великого Сибирского пути и их сослуживцам».

По окончании молебна начался салют из орудий, проще говоря – пушечная пальба. И во время пальбы хором архиерейских певчих было исполнено «Тебе, Бога, хвалим!», а военным оркестром – народный гимн. В толпе оживлённые разговоры, в основном о железной дороге: кто и куда собрался ехать, кому-то сообщают, что в Скиту будет праздничный обед...

Состав на станцию Иркутск-1 привёл паровоз, изготовленный на Невском заводе. Эти машины в то время ласково называли «Русак» или «Русачок» (Невский завод в то время назывался «Русское общество механических и горных заводов»). Эти самые «Русачки» имели небольшие размеры. Однако некоторые части паровоза были выдающимися, в том смысле что слишком выдавались над котлом. Длинная, до двух метров, дымовая труба с воронкообразным раструбом, высокий, около метра, сухопарник. При этом сам котёл стоял низко над рельсами. Кабина с маленькими круглыми передними и боковыми окошками была открытой и не имела дверей, а так как она была низко расположена, то не было и поручней.

После церемонии встречи поезда на станции Иркутск торжества продолжались. Состав был готов отправиться, как тогда говорили, в Скит (на станцию Иннокентьевскую) – там приготовили обед для рабочих. В него сели представители губернии, города, железных дорог, духовенство и многие из публики. 

Раздался свисток. От неожиданности в начале движения некоторые пассажиры начали падать: одни – вперёд, другие назад.

В вагонах было шумно и весело. Первоклассные и служебный переполнены. В вагоне 3-го класса – самая разнообразная публика. Пьяненький мещанин лез к окошку, кланялся народу и что-то кричал. Через несколько минут свисток – впереди Скит. Состав плавно остановился. Рабочие встретили вышедших из поезда пассажиров криком «Ура!». Маленькая весёленькая станция с деревянным вокзалом красиво разукрашена гирляндами. Против вокзала возвышался элегантный стройный павильон, на нём надпись: «Рабочим Средне-Сибирской железной дороги». Столы уже были накрыты, ждали начальство, которое приехало в поезде.

Перед началом обеда благословение преосвященного Тихона. Затем руководитель края произнёс речь и предложил два тоста: первый – за государя, второй – за рабочих. Под крики «Ура!» специально выбранные рабочие преподнесли инженеру Н.П. Меженинову ржаной хлеб-соль на изящном деревянном блюде с надписью: «Инженеру Николаю Павловичу Меженинову – начальнику работ по постройке Средне-Сибирской железной дороги от благодарных рабочих. Станция Иркутск-2. 1898. 15 августа». Депутация произносит речь: «Ваше превосходительство! От имени рабочих приветствуем Вас по случаю прихода первого поезда. Соблаговолите, Ваше превосходительство, принять от нас хлеб-соль в знак нашей глубокой благодарности к Вам и памяти о сегодняшнем железнодорожном дне». Причём идея о хлебе-соли родилась у рабочих самостоятельно, без подсказки «сверху».

В Скиту поезд стоял недолго – всего несколько минут. Опять заиграла музыка, опять послышались крики «Ура!», и поезд тронулся обратно на станцию Иркутск-2.


Александр Хобта, кандидат исторических наук
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31