23 июля 2018 12:44
фото: Мария Анциферова

Укротительница аварийных ситуаций

Грузовой поезд с неисправным вагоном дальше железнодорожного переезда Любови Анциферовой не прошёл

Байкальские горы повидали множество примеров проявления высочайшей бдительности железнодорожников. Пятого мая этого года представился ещё один такой случай.
В этот раз  отличилась дежурный по переезду на 5302-м км Транссибирской магистрали Любовь Анциферова, которая остановила грузовой поезд с неисправным вагоном. 

– Ситуация тогда сложилась критическая, – рассказал дорожный мастер Слюдянской дистанции пути Александр Филонов. – В одном из вагонов поезда, следующего из Слюдянки в сторону Иркутска, произошёл сход с рельсов двух колёсных пар. И эта неисправность в любой момент могла спровоцировать аварийную ситуацию. Поезд набирал скорость. Впереди его ждал затяжной подъём на гору. А перед подъёмом находится «кривая». Слава Богу, до ЧП не дошло. Наша Любовь Владимировна, верная себе, была начеку.  

– В это время, как положено по инструкции, я вышла встречать поезд. Провожая вагоны, основное внимание уделила состоянию их ходовой части, автосцепке, деталям тормозной системы и внешним элементам обшивки. Поэтому слетевшее с рельса колесо обнаружила сразу. И далее действовала также по инструкции. Бросилась к радиостанции и по радиосвязи подала команду машинисту остановиться, – как о чём-то обычном рассказывала Любовь Владимировна. 

По словам дежурной по переезду, ни испуга, ни волнений в этот момент у неё не было. Неприятный холодок и озноб дали знать о себе позже, минут через десять после остановки поезда, когда вспомнила, что прямо по ходу состава вдоль железной дороги, в непосредственной близости расположены дома посёлка, а в двухстах метрах от переезда в этот момент сосредоточилась бригада путейцев, задействованных на обслуживании инфраструктуры. 

Уже после того как путь был восстановлен, поезд выведен на станцию, а смена Любови Анциферовой завершилась, к переезду подтянулись несколько местных жителей. Каждый от души благодарил её за хорошую работу. Были среди них и бывшие коллеги, которые хорошо представляют, что могло произойти, если бы не оперативность и умелые действия дежурного по переезду. 

– Любушка, спасибо тебе! Какая же ты молодец! – похвалила Анциферову бывшая сменщица Надежда Владимировна Асламова. Находящаяся на пенсии женщина отдала не один десяток лет этому переезду. И проживает в доме рядом с ним. 

По словам Любови, именно ей, а также уже находящимся на заслуженном отдыхе Валентине Ивановне Пугачёвой и Тамаре Дмитриевне Шведовой она обязана быстрому овладению профессиональными навыками дежурного по переезду.

Руководством предприятия и ВС ДИ высоко оценены действия Любови Владимировны. Как рассказывает заместитель начальника дистанции пути Виталий Миткеев, в обеспечении безопасности движения поездов Анциферова отмечается регулярно на протяжении всех шестнадцати лет, отданных этому ответственному посту. 

Несколько лет назад она остановила грузовой поезд, в составе которого находился вагон, у которого заклинило тормозную колодку. А своё первое «боевое крещение» она получила, отработав самостоятельно менее одного месяца. Во время её дежурства рядом с переездом возникла нештатная ситуация, вызванная упавшей на контактную сеть опорой. Этот брак при модернизации объектов энергетики допустили работники одной из подрядных структур.  Не теряя ни секунды, Любовь связалась с локомотивной бригадой электровоза, подходившего к переезду, и предупредила об опасности.  

– Тогда я так «летела» к радиостанции, что сбила с ног мужчину с комплекцией тяжеловеса-штангиста, подвернувшегося на моём пути, – вспоминает она. 

За отличия при исполнении служебных обязанностей Любовь Владимировна отмечена именными часами начальника дистанции, многочисленными почётными грамотами, в том числе начальника Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры.  

До того как прийти работать в дистанцию пути, Любовь трудилась медрегистратором в узловой железнодорожной больнице. И возможно, до сих пор оказывала бы услуги её посетителям. Но однажды перед её окошечком предстали две девушки, которые по направлению Слюдянской дистанции пути проходили медкомиссию на дежурных по переезду. И получилось так, что одной из претенденток не удалось пройти по зрению. И тогда они предложили Любови попробовать себя в этой роли.   

За минувшие годы, конечно, изучила каждую пядь находящегося под её контролем участка, на котором пересекаются Транссибирская магистраль и тракт, ведущий через знаменитую Тункинскую долину к границе с Монголией.  

– Знать, в каком состоянии переезд, для меня и моих сменщиков очень важно, – подчёркивает Любовь Владимировна. – Заступая на дежурство, мы следим за соответствием технических условий переезда требованиям безопасности. Обслуживаем желоба и устройства заграждения переезда. Поддерживаем чистоту и порядок...

При этом приходится нередко выполнять функции регулировщика автомобильного и пешеходного движения. А это задача не из простых. 

– Наша работа для терпеливых. Не секрет, – делится она, – что среди пешеходов оказываются личности, мягко говоря, с далеко не мягкими характерами. Есть такие, которым не указ никакие доводы, которые грудью намериваются встретить поезд. Есть и водители с норовом. Сделаешь им замечание, а те в ответ хамят. К сожалению, такой язык общения освоен и молодыми обладательницами автомобилей, в которых зачастую находятся малолетние дети.   

Но намного чаще переезд пересекают доброжелательно настроенные пешеходы и водители, которые при любой форс-мажорной ситуации предлагают свою помощь. В основном это местные жители, для которых Любовь Владимировна давно свой человек.  

Нередко через переезд на своём авто проезжает глава Слюдянки Владимир Сендзяк. 

Как правило, завидев свою бывшую работницу, которую, будучи начальником ПЧ, принимал на эту должность, делает остановку. Спросит, есть ли проблемы? Обязательно пожелает хорошего дежурства. 

Несмотря на возникающие перипетии, Любовь Владимировна любит свою работу. Влюблена она и в окружающие её рабочее место Байкал, горы и тайгу, до которых всего несколько десятков шагов.

Проживает Любовь Владимировна в Слюдянке. Потомственная железнодорожница. Мама, Мария Ивановна Ларионова, много лет работала вагонником. Муж Николай трудится главным инженером в Восточно-Сибирском филиале АО «Калужский завод Ремпутьмаш». Дочь Мария – там же техником. 

Когда свободна от дежурства и других неотложных дел, обожает проводить время с внуком и внучками. Их у неё четверо. И бабушка надеется, что кто-то из них свяжет свою жизнь с железной дорогой и её опыт пригодится.  

А пока Любовь Владимировна с удовольствием передаёт свои знания и навыки молодым сменщицам. 


Александр Иванов