16 ноября 2018 13:21
фото: Сергей Ринчинов

В тоннеле всё должно быть

Вскоре под Байкальским хребтом поезда помчат по двухпутной магистрали

Время летит как скорый пассажирский поезд: уже прошло почти полгода с того памятного для всей страны события – завершения проходки нового Байкальского тоннеля. А впереди, уже в 2019 году, сдача «подземного железнодорожного коридора» в постоянную эксплуатацию.
Но, думается, у всех участников торжественной встречи тоннелепроходческого комплекса (ТПК) LOVAT на восточном портале есть ощущение, что это было будто бы вчера: приветственные речи, чествование героев дня – отличившихся тоннеле-строителей, игристое шампанское в касках.
 
Патронов хватает – полный боекомплект…

Но сегодня за бортом внедорожника, взявшего курс на горный перевал Дабан, – уже середина сумрачного июля с небывалыми в этих северных краях многодневными бурными ливнями и большими перепадами дневных и ночных температур. 

Ещё ранее, когда только обговаривались детали нашей поездки в горы, мы поинтересовались у генерального директора АО «Бамтоннельстрой» Виктора Рындыча, мол, как идут дела после того, как ТПК вышел из-под земли на востоке…

По словам Виктора Ивановича, работа идёт, есть, конечно, определённые сложности, но тоннелестроители уверены, что они их непременно преодолеют, как бывало и прежде…

Между тем ухабистая горная дорога сразу за околицей Северобайкальска то и дело подбрасывает сюрпризы в виде громадных луж бурой жижи. Их трудновато форсировать маломерным авто с низким клиренсом – таковых мы обогнали немало: народ едет в отпуск или возвращается обратно. Но всё же чаще шёл обгон огромных МАЗов и КамАЗов, везущих к стройке в горах песок, цемент и прочие стройматериалы.

– Порядка тысячи человек и большое количество самой разнообразной техники задействовано сегодня на строительстве нового Байкальского тоннеля, – рассказывает старший нашего экипажа главный энергетик АО «БАМтоннельстрой» Иван Садовников. – Ну а по нашей «епархии» высокого напряжения можно отметить, что отряд в полусотню «штыков» занят сейчас переустройством и ликвидацией времянки для освобождения фронта работ для обустройства постоянных линий электроснабжения, трансформаторных подстанций и прочих объектов. Вроде бы всё есть, патронов хватает – так сказать, имеем полный боекомплект. Конечно, есть некоторые трудности – но где их нет. Так что работаем, стараемся, прилагаем все усилия, дабы сдать новый тоннель в намеченные сроки – в будущем 2019 году…

Первая подземная династия

Вот уже слева в окне промелькнула железнодорожная станция Дабан, и вновь потянулась живописная панорама зубчатых горных вершин, уходящих высоко в поднебесье. Наконец мы добрались до первой точки нашего крутого почти стокилометрового маршрута – базы тоннелестроителей в вахтовом посёлке Гранитном.

Здесь Иван Сергеевич проводит меня до кабинета с вывеской «ОТ и ТБ», распахивает настежь дверь и торжественно объявляет:

– Знакомьтесь, это полновластная хозяйка нашей гранитной горы, нового тоннеля и всея охраны труда и техники безопасности – несравненная Алёна Насникова! Она с удовольствием покажет вам, что сейчас происходит на западном портале. А пока я отлучусь здесь по своим делам – потом поедем обратно на восток…

Чуть смущённая Алёна Владимировна, оказавшаяся дамой, приятной во всех отношениях, быстро надевает каску, штормовку и прочую подземную амуницию. Пока мы идём к машине, она с удовольствием рассказывает о коллегах – лучших тоннелестроителях:

– Вот, скажем, у нас трудится целая подземная династия Зимариных: самый старший, Михаил, – проходчик, по его стопам пошли сын Сергей и внук Михаил, а самый младший, Никита, учится на факультете «Мосты и тоннели» Сибирского федерального университета. Сейчас он у нас здесь на практике, осваивает науку побеждать горы…

Джип взбирается всё выше и выше по извилистому горному серпантину, минует пост охраны, и вот мы уже на месте: пред нами во всём великолепии предстаёт западный портал нового тоннеля. Он находится неподалёку от действующего подземного коридора, через который то и дело проносятся пассажирские и грузовые поезда на запад и на восток.

Учись, студент… побеждать горы

Первой группой работников, которую мы встретили неподалёку от действующего подземного коридора, оказалась юная смена тоннелестроителей: студенты-практиканты Руслан Ефтифеев и Александр Калугин осенью будут «грызть» гранит науки на 4-м курсе СГУПСа, а сегодня они счастливы и горды тем, что принимают участие в исторической стройке:

– Вчера мы выполняли особое задание по уборке части нового тоннеля и сервисной штольни, сегодня вот разбираем очередное временное сооружение. Приятно осознавать, что вскоре здесь произойдут разительные перемены в лучшую сторону: будет воздвигнут ряд постоянных припортальных объектов.

К числу постоянных объектов относится и массивная, довольно протяжённая подпорная стенка – в момент нашего посещения экскаватор как раз вёл наброску скальника в основание этого будущего капитального сооружения. А бригада тоннелестроителей под руководством горного мастера Сергея Бурцева ведёт подготовку к бетонированию нижней плиты, на которой вскоре утвердится припортальная стенка высотой в 12 метров.

Здесь партию первой скрипки ведут опытные мастера – электрогазосварщики. Одного из них, Леонида Ястребу, нам удалось запечатлеть для истории в ходе краткой фотосессии.

Ещё один постоянный и весьма трудоёмкий объект – 400-метровая защитная дамба, которая прикроет здесь двухпутную магистраль от снежных лавин и камнепадов. Её возведением занимается коллектив участка № 3, 

возглавляемый Евгением Богачёвым. По большей части в тело этого грандиозного сооружения идёт скальная порода, вынутая в ходе проходки из тоннеля. Также в некоторых местах на склоне горы не обходится без буровзрывных работ.

Уже покидая западный портал, мы накоротке побеседовали с главным инженером АО «БАМтоннельстрой» Надиёй Тукач.

– Впереди ещё очень много работы, – отмечает Надия Сабирджановна. – Это и бетонирование жёсткого основания – так называемого обратного свода тоннеля, и обустройство верхнего строения пути, и эстетическое оформление порталов – новый тоннель должен быть красивым и внутри, и снаружи, и везде. Это если чуть перефразировать Чехова.

По дороге к восточному порталу сворачиваем к стволу – здесь находится растворно-бетонный узел. Комплекс его громадных сооружений впечатляет – именно сюда идут из Северобайкальска МАЗы и КамАЗы с песком, цементом и щебнем. Завод работает в круглосуточном режиме, его мощность – порядка 60 кубометров бетона в час. Ещё один завод чуть меньшей мощности работает на базе в Гранитном.

Основной упор – на качество!

Мы возле восточного портала нового Байкальского тоннеля. Здесь многое изменилось: от места выхода ТПК из-под земли построена примерно 15-метровая арочная железобетонная конструкция, склоны горы у портала закованы в кольчужную арматуру, натянутую на самозабуривающиеся анкера. Вскоре будет воздвигнута опалубка и залита бетоном портальная стена – продолжение той, что тянется от действующего тоннеля.

– Мы всегда работаем под жёстким контролем инспекторов ДКРС, – отмечает Иван Садовников. – Особенно на тех видах работ, где их контроль над выполнением обусловлен проектом. Так что с Восточно-Сибирской железной дорогой и ДКРС-Иркутск мы работаем в плотном взаимодействии и всегда находим решения по многим вопросам…

Подошедший к нам начальник обособленного подразделения ООО «ТоннельЮжСтрой» Максим Сидоренко рассказывает о задачах, стоящих перед возглавляемым им коллективом из 270 человек:

– Здесь мы занимаемся строительством объектов инфраструктуры нового тоннеля: зданий для размещения работников ПЧ-24, стрелковой команды, возводим боевые казематы, противопожарные резервуары для обеспечения безопасности в обоих тоннелях, мастерские и депо для дизелевозов, которые будут курсировать по транспортно-дренажной штольне…

Как видим, подготовка к сдаче огромного пускового комплекса идёт серьёзная. Основной упор взят на высокое качество выполняемых работ. Предусмотрены все нюансы и детали жизнеобеспечения нового подземного коридора. Так что совсем скоро, уже в 2019-м, встрепенётся на ветру красная ленточка у портала нового Байкальского тоннеля.
Главный инженер АО «БАМтоннельстрой» Надия Тукач: «Новый тоннель будет надёжным и красивым!»




Сергей Ринчинов