16 ноября 2018 23:21
фото: Виталий Калашников

По перегонам в ритме марша

В течение четырёх недель ПМС-56 предстоит провести капитальный ремонт пути на четырёх важнейших участках магистрали

Для путевой машинной станции из Онохоя наступивший июль в производственном плане обозначен как самый жаркий период года, и только слаженные действия позволят ей справиться с задачей.
«Разминку» перед горячим сезоном ПМС-56 прошла ещё весной. Хотя работу по усиленному капитальному ремонту пути на напряжённом участке Заудинский – Тальцы, проведённую онохойцами в режиме закрытого перегона, вряд ли можно назвать втягивающей. Уже к началу лета более восьми километров стальной колеи были заменены и сданы в постоянную эксплуатацию.

Следующее закрытие должно было состояться в конце июня на перегоне Челутай – Илька, однако в дело вмешалась сложная поездная обстановка, из-за чего работы на этом участке магистрали пришлось сдвинуть на неделю. Образовавшееся в графике ПМС-56 «окно» руководством дороги и дирекцией по ремонту пути было решено использовать с толком: путевая машинная станция передислоцировалась на южный ход Восточно-Сибирской магистрали. Там онохойцы провели работы по капитальному ремонту на перегоне Сульфат – Загустай, где было уложено более трёх с половиной километров на железобетонном основании.

Успеть за 84 часа

Третьего июля ПМС-56 начала работу и на перегоне Челутай – Илька. Хотя, строго говоря, стартовал капитальный ремонт по местному времени уже четвёртого числа. Ровно в полночь старый чётный путь, честно выработавший свой тоннаж, начал меняться на новую рельсошпальную решётку. К рассвету, наступившему через четыре с половиной часа, светло-серая нить будущего бесстыкового пути протянулась вперёд уже на два с половиной  километра.

Друг за другом на ремонтируемом участке расположились несколько рабочих составов, но главные действия происходили уже далеко в глубине перегона. В авангарде колонны спецтехники каждый шаг работников ПМС-56 словно подчинён чёткому ритму военного марша. Раз – и разборочный кран опускает крепления к старой решётке. Два – и монтёры цепляют их к отработавшим свой срок рельсам. Три – и массивная часть пути вырывается из щебня. Четыре – и потемневшее с годами серое звено штабелируется на специальную платформу, а кран продвигается вперёд, чтобы по-вторить процедуру.

За собой первый состав оставляет лишь слежавшийся балласт, на котором ещё видны углубления от старых железобетонных шпал. Но разобранным этот «мост» остаётся недолго. Связка грейдеров выравнивает площадку для нового пути, а за ними уже следует укладочный кран. Действия монтёров и механиков на нём такие же чёткие и размеренные – в несколько шагов путь для второго состава в колонне продолжается свежеуложенной рельсошпальной решёткой.

Время от времени отточенные действия людей и рабочих машин прерывают грузовые 

и пассажирские составы, идущие в строгой очерёдности по соседнему пути. О приближении чётного или нечётного поезда заблаговременно предупреждают тревожные гудки сигналистов. В этом и есть главная сложность работы на закрытых перегонах – необходимо обеспечить не только надлежащую пропускную способность оставшейся «артерии» перегона, но и безопасно, качественно и в установленный срок завершить все запланированные работы.

– На закрытых перегонах мы работаем уже четвёртый год. Накопленный опыт способствует слаженности действий. Но сама эта технология не приемлет каких-либо задержек. Так, на перегон Челутай – Илька нам выделено 84 часа, по истечении которых обновлённый участок должен быть сдан под ключ с установленной скоростью движения, как того требуют нормативные документы, – говорит начальник ПМС-56 Евгений Гылыпкылов.

Укладкой новой рельсошпальной решётки работы на перегоне, конечно же, не заканчиваются. Следом за двумя кранами на фронт работ выдвигаются щебнеочистительные машины, которым предстоит сформировать под шпалой путевой балласт толщиной не менее сорока сантиметров. Далее машинами «Дуомат» производится выправка. Затем с рельсовозного состава выгружаются длинные плети бесстыкового пути, производится их надвижка и сбор инвентарных рельсов. Завершающим этапом становится чистовая отделка, после которой обновлённый участок открывается для движения.

В работах на перегоне Челутай – Илька задействовано 160 сотрудников ПМС-56. В течение отведённых трёх с половиной суток им в общей сложности предстоит охватить капитальным ремонтом 4,1 километра пути. Кроме состава путевой машинной станции в работах задействованы все причастные службы дирекции инфраструктуры – путейцы, эсцебисты, энергетики, связисты, вагонники, а также работники дирекции тяги. Наконец весь процесс по подводу спецтехники, переформированию составов и отправлению рабочих поездов берут на себя движенцы. Иными словами, успешное выполнение одной конкретной задачи достигается благодаря слаженным действиям предприятий всего региона.

Задел перед работой

После завершения усиленного капитального ремонта на участке Челутай – Илька путевая машинная станция переместится на соседний перегон Илька – Новоильинский, где заменит 14,5 километра пути. В целом же вплоть до 10 августа онохойцам предстоит действовать по предельно напряжённому графику: одна неделя – один обновлённый перегон.

– Задача очень ответственная, но подготовка к её выполнению велась уже давно. Все нюансы прорабатывались на разных уровнях ещё на этапе составления графика ремонтных работ и разработки проекта их производства. В нужный момент каждая минута, выделенная на работу ПМС, должна быть использована с максимальной эффективностью, – говорит Евгений Гылыпкылов.

По словам руководителя, большая работа перед летней путевой кампанией была проделана и внутри самого предприятия. Так, настоящей кузницей производственных результатов ПМС-56 является работа производственной базы под руководством Баира Хандажапова. Именно эти специалисты производят зашивку рельсошпальной решётки и стрелочных переводов, которые затем укладываются на ремонтируемых объектах.

Цех под руководством Александра Савельева выполняет не менее важную задачу – готовит спецтехнику, выходящую на перегон для выполнения ремонтных работ. Содержать её в идеальном состоянии – значит предупредить возможную поломку, цена которой очень велика.  

Отмечает Евгений Гылыпкылов и работу мастеров Андрея Балаганского и Александра Зеркальцева. Наконец, свой вклад в успешную работу предприятия вносят и сотрудники экономического и технического отделов. Инженеры последнего, к слову, в этом году привнесли немало полезных новшеств в рамках реализации программы «Бережливое производство».

Так, только оптимизируя процесс демонтажа железобетонной рельсошпальной решётки, специалистам ПМС-56 удалось решить сразу несколько конкретных проблем. Во-первых, благодаря изготовлению специальных металлических пластин с быстросъёмными фиксаторами удалось почти на полтора часа снизить непроизводственные потери времени, уходившие на закрепление рабочего крана при прибытии на «окно».

Во-вторых, идея по использованию специального оборудования позволила сократить до трёх минут время, уходящее на укладку первого переворотного звена на платформу в кривых участках пути. Наконец, инженерам ПМС-56 удалось повысить надёжность и безопасность работ по перетяжке рельсошпальной решётки. Благодаря специальным захватам, которые повторяют контур подошвы рельса, случаи обрыва троса лебёдки стали практически невозможны.

Все производственные идеи – вкупе с отлаженной работой полутысячного коллектива – позволяют ПМС-56 не только успешно выполнять поставленные задачи, но и достигать значимых побед. Так, приятным заделом на нынешнюю путевую кампанию стала победа в отраслевом соревновании по итогам первого квартала.

– Решая задачи по капитальному ремонту пути, мы не забываем об особом положении нашего предприятия. ПМС из Онохоя – одна из немногих на сети дорог, которая удостоилась чести получить именной статус. Путевая машинная станция имени Сергея Афанасьевича Пашинина всегда должна быть примером качественной работы. Именно поэтому мы ставим перед собой цель быть в числе победителей сетевого соревнования по итогам 2018 года, – заключил Евгений Гылыпкылов.
В работах на перегоне Челутай-Илька задействовано 160 сотрудников ПМС-56
Рокот спецтехники не прекращается ни на минуту
В авангарде ремонтной колонны - руководитель ПМС-56 Евгений Гылыпкылов
Рабочий состав первым движется по «свежему» звену стальной колеи…
…А впереди полным ходом идёт демонтаж старой рельсошпальной решётки



Виталий Калашников