16 июля 2018 21:11
фото: Александра Кропачёва

Новатор увеличивает счёт

Накануне Дня изобретателя и рационализатора выяснилось: Сергей Стовба перекрыл норматив для вступления в клуб «РАЦ-100»

Тяга к техническому творчеству старшего электромеханика Тайшетской дистанции сигнализации, централизации и блокировки оборачивается немалой пользой для безопасной эксплуатации подвижного состава на Восточно-Сибирской.
В какую бы идею рационализатора не пришлось вникать, в ней без труда найдётся одно, но очень существенное свойство. Каждая направлена на то, чтобы у дефектных вагонов не было шансов навредить алгоритму движения поездов, чтобы зоркие «глаза» напольных камер микропроцессорных комплексов технических средств и систем автоматического контроля (диагностики) технического состояния подвижного состава, оснащённые германиевыми линзами, не теряли даже на мгновение способности видеть отклонения от технических норм эксплуатации в буксовых узлах железнодорожного подвижного состава, а в случае их возникновения со скоростью света оповещали об этом всех, кого положено, командой «Тревога 0», «Тревога 1» или «Тревога 2».

Каждое из предложенных технических решений повышает надёжность работы оборудования, эксплуатируемого в тех и иных типах КТСМ.

Для примера можно взять одну из разработок, которые недавно пополнили новаторскую копилку Сергея Стовбы. Речь идёт о рацпредложении по оснащению дополнительного нагревательного элемента напольной камеры КНМ-05 в зимний период датчиком тока, который предназначен для дистанционного контроля за его работоспособностью.

Применение датчика обеспечивает трансляцию информации о возникновении нарушений в электрической цепи этого нагревательного элемента.

– Но несмотря на достигнутое совершенство и надёжность оборудования комплексов и систем к отказам, проблемы всё же не исключаются, – поясняет Сергей Владимирович. – А значит, в рационализаторских идеях потребность остаётся.

О том же говорит и предложенное им к внедрению в этом году приспособление для определения времени, в течение которого аккумуляторная батарея сможет обеспечивать электропитанием оборудование перегонов и станций.

– За период своей работы в дистанции новатору приходилось находить решения и более сложные. Многие из них связаны с модернизацией ПОНАБов и ДИСК. Несколько его рацпредложений улучшили дополнительный контроль заслонок напольных камер КТСМ-1Д, а ряд других ускорил оснащение КТМС-01(Д) болометрами с наибольшей защищённостью от помех, – отметил заслуги Сергея Владимировича главный инженер предприятия Андрей Диденко.

Однажды им был внедрён метод оповещения электромехаников, находящихся на путях, о приближении подвижного состава. Для этого он использовал находящуюся в рабочем режиме радиостанцию, установленную на ПОНАБе. С помощью услышанной по ней информации дежурного по станции о проходе поезда бригада, обслуживающая напольное оборудование, успевала подготовиться к его подходу и своевременно убрать с его пути вспомогательное оборудование.

Заявил о себе Сергей Владимирович и приличным списком рацпредложений, направленных на улучшение условий труда и повышение безопасности работы электромехаников, в чью компетенцию входят ремонт и проверка напольных устройств.

– Причин сказать своё слово имелось достаточно, – говорит Сергей Владимирович. – Дремать было некогда. Приходилось откликаться на каждый вызов. Поставленные задачи и задачки, проистекающие из необходимости повышать надёжность оборудования, и сейчас приходится решать каждому электромеханику СЦБ. И несмотря на то, что оборудование КТСМ усовершенствуется, а составность поездов и грузонапряженность линии растёт, мне тоже, как всем моим коллегам в статусе старшего электромеханика, приходится делать разного рода приспособления, направленные на повышение надёжности аппаратуры, сведение к минимуму число поступающих от неё ложных показаний и исключение пропуска т. н. аварийно нагретых букс.

Зарекомендовал себя Стовба и в совместных разработках. Как-то в тандеме с электромехаником Алексеем Герасимовым сконструировал стенд для проверки работоспособности малогабаритных терморегуляторов, применяемых в аппаратуре внутреннего обогрева напольных камер, модульного блока СВ и электромагнита, открывающего заслонку напольной камеры КТСМ-01(Д). Об этом стенде, кстати, авторы написали статью в журнал «Автоматика, связь, информатика».

В другой раз с электромехаником Максимом Давлеткильдеевым они смастерили стенд, позволяющий осуществлять проверку и регулировку одной напольной камеры КТСМ-02. Тот стенд запросто служил бы дистанции до сих пор, но оказался востребованным в ИрГУПСе. Узнав о том, что дистанция обзавелась заводским оборудованием, предназначенным для одновременной диагностики двух напольных камер, руководство вуза попросило изделие рационализаторов для обучения студентов.

Достаточно обширный перечень разработок выполнен Стовбой для РТУ и КИПа. Недавно Сергей Владимирович принял участие в разработке устройства для проверки приёмных капсул напольных камер, в котором стал нуждаться ремонтно-технологический участок дистанции. Со своим коллегой электромехаником Евгением Справниковым сконструировал измерительный усилитель к осциллографу, который на ранней стадии позволяет регистрировать и исследовать сигналы минимальной амплитуды, которые обычными стендовыми приборами увидеть трудно.

– В рационализаторское творчество меня привело любопытство. В детстве часто жертвовал целостностью игрушек только ради того, чтобы узнать, что внутри. Во время учёбы в Красноярском техникуме радиоэлектронного приборостроения посещал кружок по электронике, делал приборы на ламповых индикаторах, собирал генераторы, таймеры и усилители звуков разной мощности, – продолжил он рассказ о себе.

Свой трудовой путь в дистанции начинал электромехаником по обслуживанию автоматической локомотивной сигнализации. Был электромонтёром СЦБ и электронщиком по обслуживанию КТСМ в ремонтно-технологическом участке. Потом местом работы стала линия. Сначала обслуживал ПОНАБы и ДИСК. После проведения в них модернизации обеспечивал надёжность КТСМ обоих видов. Об отношении к должностным обязанностям говорит, что за четверть века работы в дистанции его портрет дважды размещался на Доске почёта ВСЖД. Имеет знак «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте», удостоен именных часов главы Российских железных дорог.

Возглавляемая Сергеем Владимировичем бригада – одна из лучших в дистанции. На её обслуживании находится 12 комплексов технических средств КТСМ-02 и четыре – КТСМ-01Д, которые находятся на почти 100-километровом участке Транссиба.

– За последние пять лет наш коллектив – а в него  входят Евгений Игоревич Справников, Алексей Владимирович Герасимов, Максим Ильгизович Давлеткильдеев, Валерий Александрович Махмутов и Роман Силим-Оглы Ибрагимов – не допустил ни одного отказа оборудования, – подчёркивает Сергей. Каждый не раз отличался и в новаторском творчестве.

При этом он напомнил о железном правиле электромехаников: есть проблема – ищи от неё «противоядие». Тогда и будет результат:

– За время работы в дистанции у меня, думаю, получилось внедрить более 90 рацпредложений...

– Ну, это не совсем так, – возразила ему начальник техотдела дистанции Ольга Пещерская. – Наши и ваши данные разнятся. Судя по вашей карточке рационализатора, в ней только с 2001 года зарегистрировано 119 рацпредложений, из которых 101 внедрено. В их числе 11 с экономическим эффектом более чем миллион рублей. А это значит, что вы уже выполнили «норматив», необходимый для вступления в созданный на ВСЖД почётный клуб «РАЦ-100».


Александр Иванов