16 июля 2018 21:09
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Александр Иванов

Почему новатор чувствует своё сходство с садовником

Практическая смекалка и желание постоянно пополнять свой вклад в улучшение производственных процессов приводят работников Центра диагностики и мониторинга  устройств инфраструктуры к остроумным и полезным рацпредложениям.
Показателен в этом плане универсальный стенд, которым обзавёлся центр для периодической оценки годности аккумуляторов, обеспечивающих электроэнергией средства неразрушающего сплошного контроля.

Как рассказал главный инженер центра Владимир Базилевский, применение устройства позволяет исключать из эксплуатации электрохимические системы, непригодные к работе, и тем самым предотвращать вероятность возникновения отказов дефектоскопного оборудования в полевых условиях.

– Разработан стенд оператором дефектоскопной тележки Олегом Волковым, – рассказывает Владимир Базилевский. – С помощью устройства можно быстро и без погрешностей производить тестирование аккумуляторных батарей и с высокой точностью определять их временной ресурс.

Отличился Олег Волков и в позапрошлом году, предложив способ изготовления никель-металлгидридных герметичных батарей, ориентированных на различное рабочее напряжение для переносной аппаратуры, которая используется на железнодорожном транспорте. Состоит такая батарея из аккумуляторов типа «С», обладающих достаточными мощностями и хорошими массогабаритными характеристиками для питания переносной радиоэлектронной аппаратуры и вполне подходящих для дефектоскопов ручного контроля.

Масса батареи менее 900 граммов. Её рабочие токи могут достигать 7–8 ампер при отсутствии нагрева межэлементных соединений.

Разработка получила высокую оценку в смотре-конкурсе изобретений и рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД» – 2017» и удостоилась второго места в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение, направленное на рациональное использование топливно-энергетических, материальных и сырьевых ресурсов, электрической энергии, а также на повышение энергетической эффективности и снижение негативного воздействия на окружающую среду».

Оригинальной обещает быть и интеллектуальная батарея, которая пока что у Олега Викторовича в стадии задумки. В источник электропитания будет встроен  блок-контроллер. Концепция этого аккумулятора уже сложилась. Функционировать он будет не менее 10 лет. При этом рационализатор намерен наделить его способностью выдавать электрический заряд в температурном диапазоне от –30 до +60 градусов.

В представлении автора такой источник электрической энергии должен иметь защиту от короткого замыкания, перезарядов и недозарядов, а по габаритам быть в два раза меньше современных свинцовых аккумуляторов, получивших наиболее широкое распространение, и во столько же раз легче.

Батарея будет предназначена для использования в переносных устройствах и обладать способностью к адаптации к любому оборудованию, в том числе к радиостанциям.

Параллельно с этими планами рационализатор вынашивает идею, реализация которой позволит повысить устойчивость оборудования стационарных лубрикаторов к отказам.

Значительная часть новаций направлена на улучшение дефектоскопного оборудования и передвижной вагон-лаборатории. Есть и такие, которые повысили степень защиты оборудования дефектоскопа от попадания внутрь воды и твёрдых тел.

Склонность к техническим преобразованиям рационализатор открыл в себе в девятилетнем возрасте. Однажды заглянул в архив своего отца, работавшего тогда главным инженером Иркутск-сортировочной дистанции пути, и среди документов Виктора Сергеевича обнаружил более 50 авторских свидетельств на технические решения.

– Узнав о достижениях отца в этой сфере, я уже, можно сказать, не выпускал из рук паяльник. Вслед за отцом и братом увлёкся радиолюбительством и радиоэлектроникой. Стал посещать кружки детского творчества. Научился собирать транзисторы, изготовлять модели самолётов и кораблей, – рассказывает о себе Олег Викторович.

Уже в то время у него получалось дополнять электроприводом обычные детские машинки. Затем сделал действующий аппарат на воздушной подушке. В 11-м классе представил на областной конкурс юных изобретателей в Иркутске трёхфазный низкочастотный преобразователь для питания электромашин, который позволяет раскручивать до больших скоростей обычный асинхронный мотор. И занял первое место.

А потом пришло время для реализации своих новаций в Иркутск-пассажирской дистанции пути. Проявил он себя не один раз и в групповых проектах. Участвовал в модернизации пневматической магистрали вагона-путеизмерителя. Изготавливал различные съёмники, облегчающие труд наладчиков вагона-путеизмерителя.

– Приступая к решению задачи, направленной на улучшение каких либо процессов,– говорит Олег Викторович, – я стараюсь, чтобы устройства, задействованные в них, были легче, надёжнее. И чтобы дольше служили.

Ряд разработок приносит и экономию. Экономический эффект от внедрения четырёх его прошлогодних разработок превысил 200 тыс. руб.

– Задумки Олега Викторовича значительно улучшают качественные показатели эксплуатации съёмных средств дефектоскопии, повышают надёжность аппаратуры в дистанциях пути и содействует обеспечению безопасности движения. А это является приоритетной задачей для всех, кто трудится в нашем центре, – одобрительно отзывается о нём начальник лаборатории дефектоскопии Николай Кузьмин.

– Существенный вклад в усовершенствование процессов вносят и другие рационализаторы центра. В минувшем году ими внедрено 37 рацпредложений, – рассказал Владимир Базилевский.

Девять из них принадлежат начальнику вагона-дефектоскопа Сергею Ижболдину. Несколько его идей позволили улучшить систему подачи контактирующей жидкости в мобильных средствах неразрушающего контроля рельсов, принесли пользу при очистке от рельсовой смазки дефектоскопного оборудования и повысили защитные свойства кожухов камер видеонаблюдения.  

Несколько сильных идей реализованы начальником мостоиспытательной станции Игорем Вагановым. В этом году, используя детали веб-камеры, он изготовил видеоскоп для определения характера дефектов конструктивных элементов искусственных сооружений в труднодоступных местах. Прибор исключил операции, которые проводятся на значительной высоте, и дал возможность записывать полученное изображение на персональный компьютер для дальнейшего изучения.

Двумя годами раньше им внедрён метод, повышающий эффективность проводимых в зимнее время работ, связанных с режимными наблюдениями за берегоукрепительными сооружениями железнодорожного земляного полотна.

И этот автор удостоился второго места в смотре-конкурсе изобретений и рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД» – 2017» – в номинации «Лучшее техническое решение молодого рационализатора, направленное на повышение производительности труда, снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт технических средств железнодорожного транспорта». 

Первое своё внедрение начинающий новатор посвятил использованию дефектоскопной тележки для перевозки бурового инструмента и механизмов к месту производства работ.

– Мне стало интересно, что простые решения позволяют значительно упростить технологические процессы, – делился он тогда своими впечатлениями с коллегами.

С тех пор за два неполных года такой интерес у Игоря возникал ещё семь раз. В коллекции его новаторских изюминок есть такие, которые изменяют технологию основной работы, повышают качество обслуживания инженерных сооружений.

Идеи у него возникают, когда он сталкивается с трудностями и неудобствами:

– Родившаяся мысль мне не даёт покоя, и я начинаю рассматривать различные варианты решений. На мой взгляд, в работе важен системный подход. Как говорит классик научной фантастики Рэй Бредбери, «не важно, что именно ты делаешь; важно, чтобы всё, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нём оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником». Этого принципа стараюсь придерживаться и я.


Александр Иванов