19 октября 2018 09:28
фото: Александр Богачёв

Профсоюз спешит на помощь

В одиночку человеку не решить социально-экономические проблемы, с которыми он сегодня сталкивается на производстве. Сила – в единстве помыслов, решений, действий

В каждой первичной профсоюзной организации найдутся люди неравнодушные. Таким можно смело поручить важное дело.  
489х324.jpg

На вопросы корреспондента отвечает Сергей Жуйков, руководитель Иркутского филиала Дорпрофжела на ВСЖД

– Сергей Валерьевич, в прошлом году в вашем филиале был проведён конкурс «Профсоюзный корреспондент». И его объявили снова в 2018-м. С чём связано такое решение?

– Как вы знаете, 2017-й был объявлен в Роспрофжеле Годом информационной политики. И мы решили организовать творческий конкурс среди членов профсоюза Иркутского филиала. В итоге получили результат, на который даже не рассчитывали. Росло количество публикаций о деятельности первичных профсоюзных организаций, заслугах их лидеров, успехах активистов профсоюзного движения. Материалы можно было увидеть в социальных сетях, мессенджерах, на сайте Дорпрофжела, в газете «Сигнал» и, конечно, в «Восточно-Сибирском пути».

Решили, что «Профсоюзный корреспондент» имеет право на продолжение. Теперь люди широко информированы о том, чем занимается профсоюз. И уже реже задаются вопросом «Зачем нам профсоюз?» Наши профсоюзные корреспонденты рассказывают о мероприятиях спортивного и культурно-массового характера. Доносят до масс новости о том, как профсоюз защищает их интересы перед работодателем. Мы, руководители, тоже многое получили от конкурса. В первую очередь – видение деятельности профактива первичек изнутри трудового коллектива.

– Вы сказали о том, что люди реже стали задавать вопрос «Зачем нам профсоюз?». Выходит, не у всех членов профсоюза есть на него ответ?

– Этот вопрос поднимался всегда. И сегодня не все до конца понимают суть объединения. Люди желают за свой членский внос иметь какую-то материальную выгоду. Приходится объяснять, что профсоюз – это не магазин, не коммерческое предприятие, где за деньги можно приобрести материальную ценность. Члены профсоюза объединяются, чтобы защищать свои социально-экономические интересы перед работодателем, государством, организованно решать проблемы. А их возникает много. Складываются порой индивидуальные ситуации. Все мы люди, поэтому бывают конфликты между работником и руководителем. Или беда пришла: болезнь случилась, травма. И здесь проф-союз спешит на помощь.

Чаще всего приходится решать проблемы, которые бы в иной ситуации завершились судебными тяжбами. Почти 99% таких ситуаций в нашем филиале разрешаются на месте – благодаря грамотной юридической работе правовой инспекции. Поэтому ещё раз скажу: профсоюз нужен! В одиночку человеку не справиться. Ему одному не решить социально-экономические проблемы, которые складываются в современной системе «работник – работодатель – государство».

– Значит, сегодня специалист правового поля игрок номер один в профсоюзе?

– Хороший юрист – штучный товар. И в нашем филиале работает специалист высокого класса. Но даже это, считаю, ещё полдела. У нас с правовым инспектором сразу было оговорено: любое обращение члена профсоюза относительно незаконных действий работодателя не должно остаться без внимания. Если не удаётся решить вопрос путём переговоров, то следующим этапом должно стать обращение в вышестоящую организацию профсоюза, в суд, прокуратуру. Чтобы честно сказать обратившемуся к нам за помощью работнику: «Мы сделали всё от нас зависящее».

Недавний случай. Неправомерно увольняли работника Иркутской дистанции электроснабжения. Мы предупреждали руководителя предприятия, что сотрудника увольняют незаконно. И мы, представители Иркутского филиала Дорпрофжела, будем до конца отстаивать его права. Довели дело до суда. В итоге человек остался на рабочем месте.

– Почему работодатель допускает правовые промахи в работе с персоналом? На то есть объективные причины?

– Сразу скажу: чаще всего члены профсоюза обращаются в правовую инспекцию филиала с вопросами, указывающими на неправильные правовые действия работодателя. Не думаю, что это злонамеренные  действия командиров производства. Здесь другой момент – незнание норм трудового законодательства. Руководители стараются решить производственную проблему как можно скорее, быстрее привести предприятие к намеченной цели. И забывают, что решать проблему можно и нужно в рамках законодательства.

Какие у нас на сегодня самые распространённые нарушения? Привлечение к работе в выходные дни, к сверхурочной. В последнее время меньше стало нарушений по оплате за сверхурочную работу. И это благодаря вмешательству профсоюза. Часто грешат локомотивщики, когда не отпускают работников на сессию при получении первого высшего образования.

Как правило, подобные трудности возникают на предприятии при назначении молодого руководителя. У него мало знаний, опыта. У меня не раз был разговор с первыми лицами Иркутского государственного университета путей сообщения о том, что инженеров необходимо учить основам трудового  законодательства. Приходят они на производство, технологию знают хорошо, организаторы отличные, поднимаются по карьерной лестнице. Но вот незадача – трудовое законодательство нарушают, потому что его не знают. В итоге профсоюзу подкидывают работу. Кстати, если на предприятии качественно работает комиссия по трудовым спорам, а в её составе, как вы знаете, представители работодателя и профсоюза, то нет и обращений от работников к нам.

– Прошло два года, как руководители  компании «РЖД» поручили профсоюзу организовать систему общественного контроля в вопросах обеспечения безопасности движения поездов. Можно сегодня сказать, что дозорные с предприятий Иркутского региона ВСЖД работают в полную силу?

– По большом счёту говорить об этом рано. Система только складывается. Общественные инспекторы, уполномоченные по охране труда пробуют себя в работе. К тому же их не так много, как хотелось бы. Хотя, считаю, в дозорной деятельности нужно брать качеством, а не количеством. 

Вклад в общее дело инспектора, уполномоченного зависит напрямую от личных профессиональных качеств, умения работать на совесть. Это люди неравнодушные, их не надо принуждать. И мы стараемся их поддержать. Разработана система материального поощрения. О лучших дозорных пишут в дорожной газете.

Сегодня делаем всё, чтобы оставить в прошлом формальную систему проверок. Ведь инспектору важно знать, что его работа ценится, выявленные им замечания на контроле руководителя предприятия. Мы уже на пути к тому, чтобы наши дозорные имели обратную связь, получали ответ на выявленные замечания. Следующим шагом станет то, чтобы они при первой же возможности устранялись.

Но пока статистика печальная: количество желающих стать инспектором, уполномоченным растёт медленно. Однако обратного пути нет. Именно общественные дозорные могут дать тот реальный взгляд изнутри предприятия, который поможет коллективу работать без брака, травм.

У нас есть первичные профсоюзные организации, где сильно поставлена дозорная работа. Например, неформально подошли к делу по становлению системы общественных инспекторов в ВЧДЭ-8 и ДЦС-2.

– Не работой единой жив человек. В вашем филиале сложилась традиция проводить каждый год летнюю и зимнюю спартакиады. А недавно список традиционных мероприятий пополнила «Золотая осень». Какую цель преследуете,  собирая людей на спортивных площадках?

– Хоть мы и говорим, что основная наша работа – защищать социально-экономические интересы членов профсоюза, но о спортивной и культурно-массовой составляющих забывать нельзя. Например, спортивные мероприятия надо проводить по нескольким причинам. Во-первых, участие в них позволяет нашим железнодорожникам отвлечься от работы. Где и как можно сбросить негативную энергию, накопившуюся к концу смены? На спортивной площадке, в спортзале.

Во-вторых, надо поддерживать здоровье. К нему на железнодорожном транспорте предъявляют высокие требования. Всем совет: для того чтобы в один прекрасный день не оказаться списанным с производства, активно участвуйте в спортивной жизни предприятия, филиала, дороги. У нас в филиале существует негласное правило – проводить соревнования в любую погоду. Я даже шучу: пусть хоть камни с неба, но старт будет дан. Железнодорожникам непогода не страшна. Они ведь работают при любых погодных условиях. Такова профессия.

На дорожном этапе Международных игр «Спорт поколений» сборная Иркутского филиала побеждала шесть раз за десятилетнюю историю проведения этого соревнования. А в 2015-м наша команда заняла первое место в финале.

У нас есть люди, которые начали заниматься профессиональным спортом, придя работать на производство. Они добиваются высоких результатов, становятся перворазрядниками, мастерами спорта. Последний пример. Трое наших ребят из Иркутска – вагонник Виктор Попов, путеец Евгений Дранишников и инженер службы пути дирекции инфраструктуры Станислав Аносов – получили звания кандидатов в мастера по армлифтингу, успешно выступив на городских соревнованиях в конце апреля.

– Идеи молодых лидеров вашего филиала приятно радуют. В день Победы ребята реализовали интересный проект. Можно говорить, что растёт достойная смена?

– Почти все проекты – это результат работы Школы молодого профсоюзного лидера. Ребята предлагают идеи, прислушиваются к советам, берут на вооружение рекомендации, чтобы потом успешно претворять свои проекты в жизнь.

С молодёжью нужно работать. Она – наша смена завтра, сегодня – главный помощник. 

Вы же знаете, что идея ШМПЛ была придумана на иркутской земле? Это был проект студентов из ИрГУПСа, членов первичной профсоюзной организации , которая, если кто не знает, является структурным подразделением нашего филиала. Они его представили в Москве на «Студенческом лидере». Потом мы его подхватили в филиале. Теперь этот проект – сетевой.

Авторы проекта предложили заниматься с работающей молодёжью, выискивать среди юношей и девушек самородки. И наша задача в рамках организации и проведения ШМПЛ – искать активных людей среди молодых работников предприятий, заложить лидерам основы командообразования, проектирования, то есть всего того, что поможет ребятам расти в профессии, идти по карьерной лестнице, развивать гражданскую позицию. Я наблюдаю за многими ребятами, которые сегодня добиваются высоких результатов в своей работе. Не говорю, что их карьера началась на ШМПЛ. Но они прошли через неё. 

– В Роспрофжеле объявили 2018-й Годом улучшения условий труда и производственного быта. Каковы успехи этой кампании в границах деятельности вашего филиала? 

– Лично я против кампаний. Они начинаются и заканчиваются. А надо работать системно. Конечно, правильно каждый год ставить перед собой цель и идти к ней. Но и забывать о том, над чем работали ещё год-два назад, тоже нельзя.

2018-й объявлен Годом улучшения условия труда и производственного быта. Мы активно работаем в данном направлении. В каждой нашей первичке разработана программа по улучшению условий труда. Для её реализации требуются финансовые вложения. Мы договорились с работодателем, что расходы будем нести солидарно. Возьмём определённые рабочие места, вложим средства для их улучшения. Пусть немного, но сделаем основательно.

Я участвовал в весеннем комиссионном осмотре предприятий Иркутского региона ВСЖД. Могу сказать, что видел немало бытовых помещений, которые не соответствуют санитарным нормам. Сказался кризис в стране. И на дороге что-то стало приходить в запустение. В один год эту проблему не решить. Надо составить программу действий, чтобы смотреть на перспективу – в будущее.

Справка. Историческая точка отсчёта профсоюзной организации – 1934 год. Тогда в целях координации профорганизаций на Иркутском отделении Восточно-Сибирской дороги была создана Иркутская районная профсоюзная организация. В 2006 году она была реорганизована в территориальную общественную организацию Роспрофжела на Иркутском отделении ВСЖД. Руководил теркомом А.В. Карабанов, ныне заместитель председателя Роспрофжела. 

В 2011 году терком был реорганизован в Иркутский филиал Дорпрофжела на ВСЖД. Его возглавил С.В. Жуйков. Сегодня филиал объединяет 48 первичных профсоюзных организаций с общей численностью более 23,5 тыс. человек. Процент профсоюзного членства – 96,62. 

Беседовала Лейла Мустафаева