21 сентября 2018 09:46
фото: Лейла Мустафаева

Продолжить дело с чистого листа

Почётному железнодорожнику Владимиру Гребенюку сегодня исполняется 70 лет. Из них полвека он связан с Восточно-Сибирской

Председатель Межрегионального координационного совета ветеранов ВСЖД прошёл путь от слесаря-ремонтника паровозов до руководителя экономической службы магистрали. Судьба трижды предоставляла ему возможность по-пробовать свои силы в принципиально новой для него работе. И каждый раз он доказывал, что опыт и знания, полученные на железной дороге, стоят иных университетов.
– Человеку важно быть всегда при деле, чтобы оставаться в душе молодым? – первое, о чём спрашиваю Владимира Евгеньевича.

Достаточно один раз стать свидетелем того, как на дорожных мероприятиях он энергично защищает интересы ветеранов, отстаивает касающиеся их пункты социальной защиты в коллективном договоре, чтобы понять: Гребенюк из той редкой породы людей, о которых говорят, что «они вне времени».

– Человеку важно быть нужным, – поправляет меня собеседник.

Шесть лет назад Владимир Гребенюк, экс-начальник экономической службы дороги, возглавил ветеранскую организацию. Предложил его кандидатуру на должность бывший начальник Восточно-Сибирской магистрали Геннадий Комаров.

– Он почему-то считал, что я для этой должности вполне подойду, – вспоминает Владимир Евгеньевич.

С того времени началась новая жизнь ветерана.

– Правильно вы заметили. Новая жизнь, новый круг обязанностей, – говорит он. – Я всегда работал с людьми. Но тогда дело касалось производства, где можно было применить и рычаги давления. С ветеранами отношения предстояло строить по-другому. Выслушивать просьбы, объяснять. Многие из них просто отказывались понимать, в какое время мы живём, что экономическая платформа в стране другая. И нет той сильной социальной поддержки, что была на железнодорожном транспорте раньше. И уже не будет. Надо приспосабливаться к реалиям.

Это он убеждал руководителей дирекций активно участвовать в работе благотворительного фонда «Забота», созданного на Восточно-Сибирской. Наличие субсчёта в нём давало трудовым коллективам возможность аккумулировать собственные отчисления, чтобы потом адресно помогать своим бывшим работникам, состоящим на ветеранском учёте. Доказывал, что участие в деятельности фонда – по сути единственный способ помочь своему пенсионеру. И вот результат: ежегодно работающие железнодорожники перечисляют в «Заботу» более 28 млн рублей.

Каждый день Владимира Евгеньевича полон общения, событий, ситуаций, требующих поиска решений. Размеренных будней не бывает: на полигоне дороги насчитывается четыре региональных, восемь узловых советов ветеранов и почти 40 тысяч пенсионеров.

– Вопросов решать приходится много и каждый день. Не поверите, порой большой производственный опыт только мешает, – делится он. – Потому что нужен опыт другой работы и полученный в другое время.

Вспоминает недавний случай. На заседании межрегионального координационного совета приняли решение о реализации новой программы – организовать в этом году несколько групповых заездов ветеранов в дорожные санатории-профилактории. Дело-то хорошее. Но не учли, что выдать путёвки всем за один раз, как в былые времена, не смогут. Есть месячный план.

Наверное, если бы не было за плечами Владимира Евгеньевича более сорокалетнего опыта работы на производстве, крепкой профессиональной закалки, большого авторитета, то и не состоялся бы он как лидер ветеранского движения дороги.

Браться за принципиально новое дело, начинать практически с чистого листа – такую возможность судьба даровала Владимиру Гребенюку не раз.

Когда в конце 80-х годов ему, главному инженеру локомотивного депо Тайшет, предложили возглавить планово-экономический отдел Тайшетского отделения дороги, конечно же, поначалу сомневался в себе: ведь не экономист по специальности.

По окончании школы в 1966 году пришёл работать в это депо, где машинистом трудился отец, а по соседству – на вагонном предприятии – осмотрщиком работала мать. Решил, что ещё успеет получить высшее образование. Работа слесарем-ремонтником нравилась. Срочная служба в армии, несколько курсов учёбы на заочном отделении в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта... и молодого слесаря назначают мастером цеха по ремонту электровозов. Шли годы. А с ними – назначения на должности главного механика, главного инженера родного депо.

– Почему тогда согласился возглавить планово-экономический отдел без специального диплома в кармане? – переспрашивает Владимир Евгеньевич. – Раньше на железнодорожных предприятиях как было? Главный инженер занимался также и финансово-экономическими вопросами: экономика без внедрения новой техники, технологий невозможна. А потом мысли у меня были в голове такие: время интересное, надо попробовать!

В новом деле не пропал. Прирастал знаниями, опытом. В 1991-м получил назначение на должность главного инженера отделения. Непростое в стране было время. Заработную плату местные железнодорожники получали сахаром, мукой, мебелью, мотоциклами – то есть всем тем, что могли предоставить клиенты отделения на бартер за перевозочные услуги.

Несмотря ни на что, Восточно-Сибирская дорога развивалась. Укреплялись технические позиции станции Тайшет. За активное участие в работе по её развитию главный инженер отделения Владимир Гребенюк был удостоен знака «Почётный железнодорожник».

В 1997 году судьба приготовила тайшетцу очередной сюрприз. Дорога переходила на безотделенческую структуру управления. И Владимиру Евгеньевичу предложили перебраться в Иркутск, стать заместителем начальника экономической службы. На раздумье дали сутки. «В паспорте без одного года полста лет, – рассуждал он, пытаясь найти единственно правильное решение. – Семья тоже не готова к такому повороту событий».

Предложение принял. А через год уже возглавил службу. И руководил её коллективом десять лет. 

– Я, наверное, был единственным на сети дорог страны начальником экономической службы, не имеющим специального образования. Думал даже пойти учиться. Но помню, как мне заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам Владимир Каутц сказал: «План отделения дороги сделал? У нас в экономической службе защитил? Вот и считай, что свой диплом сделал и защиту прошёл».

– Владимир Евгеньевич, поделитесь, ваш безграничный оптимизм – это результат всех тех поворотов судьбы, что были вам уготованы?

– Я знаю скептиков, нытиков. И это им в жизни не помогает. Я же всегда придерживался правила: нацелен на успех – занимай оптимистичную позицию.



Лейла Мустафаева