21 апреля 2018 20:21

Старт дистанции под ключи от БАМа

Первые специалисты-эксплуатационники появились на Байкальском тоннеле задолго до официального рождения специализированной ПЧ-3 – осенью 1983-го.
Юрий Горшков, Сергей Афанасьев, Михаил Хлызов, Николай Захаров, Юрий Бакадоров, Александр Казаков, Владимир Гейдт, Анатолий Шевченко, Николай Федюнин, Анатолий Герасименко, Александр Шалвайтис и другие – большая часть этих людей приобрела богатый опыт на строительстве бамовских тоннелей. Многих, к сожалению, уже нет в живых, низкий поклон им и вечная память…

Я в то время только начинал свою трудовую деятельность после окончания института. Главной фигурой и основателем первой в стране тоннельной дистанции был Юрий Максимович Горшков. Под руководством этого талантливого инженера на Байкальском претворялись в жизнь смелые технические решения. Были полностью переоборудованы системы вентиляции, отопления и электроснабжения, интенсивно велись работы по отводу воды из надтоннельной зоны, монтажу защитных экранов в сводовой части обделки, обогреву ниш и камер.

В центральной части сооружения построили временные выдвижные ворота для отсечения мощной естественной тяги холодного воздуха. Также была внедрена автоматическая система управления технологическими процессами. Всё это делалось для улучшения условий эксплуатации сооружения, а также для использования приобретённого опыта во избежание ошибок при проектировании в строящемся Северомуйском тоннеле.

На промплощадке Мысовых тоннелей появилась хорошо оснащённая производственная база со своим станочным оборудованием, кузницей, сварочным постом и столярным цехом, где выполнялись работы по заявкам всех дистанций дороги.

Также были построены кислородная станция, гаражи, душкомбинат с сауной. И теплица: к 8 Марта наши любимые женщины всегда имели выращенные своими руками красивые розы.

В этот же период началось строительство жилья в районе гормолзавода и в посёлке Заречном.

Но тоннельщики умели не только хорошо работать, но и весело, красиво отдыхать. У многих остались в памяти новогодние праздники на Дабане: большущие сани, ледяная горка и развесёлый Дед Мороз, спускающийся на лыжах с гор между 
огромными сугробами.

Ещё один замечательный человек, о котором не могу не рассказать, это Валерий Белокопытов. В прошлом геолог и маркшейдер, вне работы – заядлый рыбак и настоящий ценитель природы, в дистанции он вёл кропотливую работу по сбору и обработке данных о выявленных дефектах в обделке тоннелей (трещин, сколов), обводнению, наледеобразованию и температурному режиму. На основе его материалов принимались и планировались работы по бурению и ремонту. Более добросовестного и ответственного работника я не встречал. Сейчас начатое им дело продолжает созданная тоннелеобследовательская станция.

Я очень многому научился у этих людей, настоящих энтузиастов и героев, и всегда с благодарностью вспоминаю годы совместной работы.

Справка

Коллектив ПЧ-24 неоднократно выходил победителем в дорожном трудовом соревновании. Многие работники дистанции – Виктор Полоротов, Александр Цурик, Сергей Подпорин, Людмила Письменко, Валентина Лепехина, Юрий Андреев, Анатолий Шевченко и другие – за свой безупречный труд награждались ценными подарками руководства и отделения дороги.

Высокой правительственной наградой, орденом Дружбы народов, награждён Александр Шалвайтис.


Александр Субботин, ветеран Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30