25 сентября 2018 05:11
фото: Александр Иванов

В центре перезагрузки

Многочисленные изменения в работе проводника высоких технологий не помешали ему справиться со всеми задачами дня

На решении каких задач был сконцентрирован коллектив Иркутского ИВЦ в минувшем году и какие задачи стоят перед ним в году текущем? С этого вопроса началось наше интервью.
Владимир Ульянов,начальник Иркутского информационно-вычислительного центра
Владимир Ульянов,начальник Иркутского информационно-вычислительного центра

– 2017-й для коллектива вычислительного центра был сложным. Во-первых, состоялась передача из  ИВЦ в отраслевую сервисную компанию ООО «ОСК «Инфотранс», которая начала работу в августе прошлого года, функции обслуживания средств вычислительной техники и процесса технического обслуживания узлов системы передачи данных. При этом из штатного расписания ИВЦ в образованную структуру был выведен 101 сотрудник – в основном из региональных вычислительных центров на станциях Тайшет, Лена, Северобайкальск, Иркутск-Сортировочный, Улан-Удэ, Вихоревка и Коршуниха-Ангарская. На данном этапе на линии осталась часть специалистов, которые представляют ИВЦ в отдалённых районах, в задачи которых входит администрирование сети передачи данных, а также технологи региональных вычислительных центров.

Качественная подготовка к выделению в ООО «ОСК» позволила свести к минимуму риски для пользователей, никаких провалов по полигону ВСЖД не случилось. Процесс этот у нас, в отличие от других дорог, особенно западных, прошёл безболезненно. Накануне мы передали в дирекцию инфраструктуры отдел АСУ Северомуйского тоннеля с соответствующим фондом и шестью специали-стами.

– А «во-вторых»?

– И важной, и новой для нас стала задача перевода диспетчерского аппарата ЦУПа Забайкальской дороги в ЦУП Восточного полигона в Иркутске. Работа в зоне ответственности Иркутского ИВЦ была проведена так, что она не оказала никакого влияния на непрерывность перевозочного процесса на полигоне.

Также в Иркутске создаётся Центральная дирекция по эксплуатации путевых машин Восточного полигона, которая объединяет ДПМ четырёх дорог. И для всех полигонных структур нам необходимо  предоставить максимально качественный уровень сервиса IT-услуг.

И в-третьих, согласно распоряжению ОАО «РЖД», мы делегировали основную часть выполняемой нами подсобно-вспомогательной деятельности в рамках проекта «одного окна» в ТЦФТО. При этом объём такой деятельности у нас сократился в 10 раз. Если в прошлом году мы заработали 124 млн руб., то в этом году прогнозируем выручить примерно 12 млн руб.

Вместе с договорами в ТЦФТО переданы четыре единицы из штатного расписания ИВЦ, которые занимались этой работой. За Иркутским ИВЦ по-прежнему остаётся перечень работ, связанный с информированием внешних клиентов. При этом осталось всё, что связано со спецификой работы конкретного вычислительного центра: предоставление портов, серверных стоек, хостинга и других услуг тем клиентам, которые не имеют единого лицевого счёта в ТЦФТО и которым необходимы только АРМ.

–  Владимир Владимирович, какое место центр занимает в настоящее время в структуре Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД»? В чём особенности его деятельности на нынешнем этапе?

– В рамках стратегии развития информатизации до 2020 года на сети реализуется проект по централизации управления кадровым, экономическим, договорным и производственным блоками ИВЦ с поэтапной передачей соответствующего персонала в штат ГВЦ и созданию одной балансовой единицы. В соответствии с этим проектом в плане дальнейшего реформирования ГВЦ планируется значительно уменьшить количество дорожных ИВЦ, оставив несколько базовых. Один из них разместится в Иркутске. 

На август запланирован ввод нового здания Центра обработки данных в Екатеринбурге (ЕЦОД). В него по максимуму передаются программно-технические комплексы, которые можно перенести из дорожных ИВЦ. Главные трудности с переводом всех систем в ЕЦОД связаны с недостаточностью серверных мощностей и с пропускной способностью систем передачи данных. Как только появятся нормальные скоростные каналы по всей сети, процесс переноса ПТК на площадку ЕЦОД будет максимально ускорен. На дорожном уровне останутся только те системы, которые невозможно централизовать и которые должны остаться в дорожных сегментах. 

В первую очередь – системы ГИД «Урал-ВНИИЖТ».

– Какими технологическими ресурсами и возможностями центр располагает?

– Принципиальных изменений в этом плане нет. В 2016–2017 годах в центре проведена глубокая техническая модернизация, которая включала перевооружение основных систем: доступа,  видеонаблюдения, энергетики, энергетики в части стабилизированного питания. Оба здания полностью переведены на нормальное централизованное климатообеспечение. Увеличены мощности по холоду в машинных залах четвёртого и пятого этажей, что позволяет нам наращивать колокейшн и хостинг для внешних клиентов. Естественно, модернизирована вся энергетика стабилизированного питания. В этот сегмент инфраструктуры вложено 137 млн руб.

– Информационные технологии – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей. Как это отразилось на центре в минувшем году?

– В 2017-м на сети ОАО «РЖД» и в частности на ВСЖД внедрялся ряд значимых для обеспечения безопасности движения технологий и соответствующих программных средств – по допуску локомотивов и бригад, а так же СПС собственников на пути общего пользования. Происходит отказ от использования бумажного документооборота, излишних информационных потоков, например изменение технологии выдачи и отмены предупреждений в системе АСУ ВОП. Компания вкладывает огромные средства в информатизацию отрасли.

Продолжается модернизация технических средств. В 2017-м она коснулась достаточно обширного перечня серверного оборудования для хранения данных. В общей сложности по централизованным проектам на техническое перевооружение вычислительных мощностей, кроме самого технического перевооружения по системам жизнеобеспечения, ИВЦ получил более 100 млн руб.

– Какова клиентская база, насколько она выросла в сравнении с 2016 годом – и за счёт чего?

– Ещё недавно у нас было более 400 договоров с внешними клиентами. Теперь их меньше сотни. Для того чтобы заработать в рамках нового каталога услуг, который принят правлением ОАО «РЖД» в конце 2017 года, мы ищем возможности расширять внешнюю клиентуру.

После разделения на услуги ТЦФТО и услуги, которые оказывает главный вычислительный центр, говорить о больших достижениях в плане финансового роста сложно. Но важно, что ТЦФТО, которому передали часть услуг, прирастает за счёт слаженной работы, которая организована между нами.

– В рамках взаимодействия с ВСЖД Иркутский ИВЦ уделяет постоянное внимание решению проблем, связанных с информационным обеспечением перевозочного процесса и безопасности перевозок, предоставлению и улучшению качества IT-услуг. А какова миссия ИВЦ в рамках эксплуатационной работы на Восточном полигоне?

– Миссия ИВЦ: являясь высокопрофессиональным коллективом в области информационных технологий, мы обеспечиваем повышение эффективности бизнес-процессов холдинга «РЖД» и его партнёров за счёт ИТ-решений. За три последних года объём грузооборота вырос  более чем на 21%. Мы уже сдаём более ста поездов, что считается нормой. Понятно, что без достоверных данных о параметрах эксплуатационной работы, в том числе и в режиме реального времени, осуществлять управление невозможно.

– Продолжается ли работа в центре над созданием IT-технологий для информационного обеспечения структурных подразделений, осуществляющих свою деятельность в границах дороги?

– Мы не разрабатываем новые системы. Но в рамках тех, которые существуют, если необходимо что-то сделать дополнительно для обеспечения перевозочного процесса, мы это делаем. На базе Иркутского ИВЦ действует центр технологического сопровождения задач безопасности движения (ЦТС БД) для сопровождения всех информационных систем, имеющих отношение к безопасности движения, например КАСАНТ, АС КМО, АСУ ЗМ и других. Поставленная начальником ВСЖД Василием Фёдоровичем Фроловым цель для всех структурных подразделений, осуществляющих свою деятельность в границах магистрали, – по всем показателям быть в пятёрке лучших – нашим ИВЦ достигнута. Со всеми дирекциями у нас подписано  соглашение об уровне предоставления услуг. 

Ни один показатель никогда не нарушался.

Есть и второе функциональное направление. Мы являемся региональным центром «Сибирь» ЦТС по пассажирским перевозкам. Организация технологической поддержки задач данного направления в границах Восточного полигона планируется через Иркутский вычислительный центр с постепенной централизацией персонала в областном центре.

В этом году  на ВСЖД стартовал ещё один достаточно серьёзный проект. По распоряжению заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея Алексеевича Кобзева осуществляется переход Восточно-Сибирской и Северной железных дорог на покопийную печать. Перед ООО «ОСК» поставлена задача: провести обследование предприятий для передачи на баланс ИВЦ копировально-множительной печатной техники.

В рамках этого проекта для снижения потребляемой электроэнергии и различного типа расходных материалов на предприятиях будут установлены мощные принтеры и мощные многофункциональные  устройства (МФУ). Проект направлен на стандартизацию используемого оборудования, поскольку на данный момент на дороге используется более сорока типов принтеров.

По расчётам от внедрения этого проекта ожидается сокращение эксплуатационных расходов не менее чем на 10%, а общее сокращение – до 20%. Предприятия независимо от подчинения получат новую технику, которая в будущем будет меняться на постоянной основе за счёт компании.

Обследование предприятий уже проведено. Обследовано 899 зданий и 11700 единиц техники. Проект будет реализован в 375 зданиях.

– Владимир Владимирович, какие инновации ожидаются в центре в ближайшей перспективе?

– Нам есть куда расти. Мы знаем, как оптимизировать своё рабочее время и время выполнения операций. Экономический блок ГВЦ разрабатывает сейчас свою бизнес-модель, которая будет направлена на то, чтобы окончательно представить функциональному заказчику в лице ОАО «РЖД» стоимость каждой услуги.

В этом году выявляются дублирующие системы, исключение которых отразится на эксплуатационных расходах. В целом по ГВЦ они к 2020 году должны уменьшиться на 21,3%.

Иркутский вычислительный центр выполняет свои показатели уже много лет. И это заслуга каждого сотрудника. У каждого работника есть желание работать. А это приносит результат. И сейчас самая главная для нас задача, как и в течение двух последних лет, состоит в сохранении рабочих мест.


Беседовал Александр Иванов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30