17 декабря 2018 03:03
фото: Сергей Ринчинов

Рафаэль меняет картину

Машинист и его помощник не прошли мимо вопиющего проявления халатности и смогли предотвратить большую беду

Безопасность движения поездов – главная, стратегическая задача всех железнодорожников. И они с честью её выполняют в своей по-вседневной деятельности. Но, увы, ещё нередки случаи, когда «кто-то кое-где у нас порой» халатно, по-разгильдяйски относится к своим должностным обязанностям.
В этот раз грубейшее нарушение безопасности движения в работе допустили движенцы станции Янчуй, и только благодаря бдительности и оперативности машиниста Рафаэля Арджимбаева и его помощника Александра Михайлюка удалось избежать возможного катастрофического развития событий.

Впрочем, обо всём по порядку. 24 февраля ночной порой, в 20:25 по московскому времени, следующий из Таксимо резервом электровоз под управлением вышеупомянутой локомотивной бригады прибыл на железнодорожную станцию Янчуй и остановился напротив поста ЭЦ.

Помощник машиниста Александр Михайлюк, как и положено, пошёл осматривать механическую часть электровоза. На пустынном ночном перроне его внимание привлекли чуть поблёскивающие в свете фонарей разбросанные металлические предметы. Пригляделся: да это же тормозные башмаки, целых четыре единицы инвентаря особо строгого учёта! Об этой своей нежданной находке Александр немедленно доложил маши-нисту.

Рафаэль Арджимбаев срочно связался с диспетчером иркутского ЦУПа и получил указание: забрать все найденные тормозные башмаки с собой, увезти на станцию Новый Уоян и сдать их там по акту…

В Новом Уояне их уже ждали на перроне начальник станции Янчуй Светлана Рабочая и ДСП Татьяна Филоненко. Вид у обеих девушек был растерянный. Оно и понятно: вместе с брошенным на янчуйском перроне бесхозным инвентарём строгого учёта они автоматически потеряли и работу, то есть в одночасье были освобождены от занимаемых должностей.

При расследовании установлено, что после произведённой уборки тормозных башмаков и оформления актов общей формы Светлана Рабочая уехала домой служебным автотранспортом. Дежурная по станции Татьяна Филоненко перед сдачей смены в нарушение требований пункта 25 ТРА станции, не проверив наличие, исправность тормозных башмаков и фактическое место их нахождения, в 14:05 по московскому времени передала станцию на диспетчерское управление и тоже уехала домой служебным автотранспортом.

Так вот и получилось, что получилось: в нарушение ряда пунктов распоряжения от 04.04.2017 №ЦД-115р одна не проконтролировала правильность хранения тормозных башмаков, другая перед сдачей дежурства лично не проверила наличие, исправность и фактическое место нахождения тормозных башмаков.

Не проконтролировала, не убедилась, махнула на всё рукой, заторопилась домой – в итоге и подкралась неминуемая угроза безопасности движения поездов. Можно сказать, собственноручно подставили не только самих себя, но и весь северный ход Восточно-Сибирской…

– Это хорошо ещё, что сейчас, на излёте зимы, в окрестностях Янчуя мало народу, нет всяческих посторонних лиц, – отмечает Рафаэль Арджимбаев. – А вот в летне-осенний сезон наблюдается наплыв грибников, ягодников, сборщиков ореха, охотников и рыбаков.

Страшно даже подумать, что могло произойти, попадись эти тормозные башмаки в недобрые руки какого-нибудь злоумышленника. Тогда бы уж точно не обошлось без тяжелейших последствий. И картина могла быть совершенно другой, это был бы «этюд» в кровавых, трагических тонах…

– Действительно, локомотивная бригада в лице машиниста Рафаэля Арджимбаева и его помощника Александра Михайлюка проявила высокую бдительность, предотвратила большую беду – они молодцы, честь им и хвала! Это положительный пример, на который должны равняться все железнодорожники, – говорит заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов ВСЖД Алексей Кофанов. – Ну а всем движенцам будет уроком допущенный их коллегами случай нарушения порядка применения тормозных башмаков на станции Янчуй.

Есть у него вопросы и к некоторым иным локомотивщикам:

– До таксимовцев через станцию Янчуй проследовало три поезда – и никто ничего не увидел, не заметил. Или же увидел, но, к сожалению, оперативно не доложил и не принял мер. Так что по этой ситуации ещё будем скрупулёзно разбираться…

За плечами машиниста электровоза 3-го класса оборотного локомотивного депо Таксимо (ТД-76) Рафаэля Арджимбаева 21 год работы на железнодорожном транспорте. Он родился в Ташкенте, после школы отслужил срочную в Советской армии. Затем демобилизовался и получил гражданство Российской Федерации. В декабре 1995-го прибыл на БАМ по приглашению тёти Зухры Касымовны (она работала на стройке века с первых колышков), и с тех пор он живёт и трудится в Таксимо.

Когда у нас заходит речь о свободном времени, мой собеседник с улыбкой замечает, что такого у него почти нет: почти вся жизнь проходит на колёсах. Тем не менее Рафаэль не отказывает себе в удовольствии летней порой посидеть за удочкой на бережке лесного озера с друзьями и сыном Владиславом, студентом архитектурного факультета Сибирского автодорожного института.

Машинист-инструктор грузовой колонны Алексей Фёдоров так отзывается об этой локомотивной бригаде:

– Машинист Рафаэль Арджимбаев и его помощник Александр Михайлюк представляют собой крепкий, слаженный тандем профессионалов. И опыта им не занимать: Рафаэль уже 11 лет трудится машинистом, до этого работал помощником. Стаж работы Александра на железнодорожном транспорте тоже немалый – 8 лет. Это грамотные, ответственные и надёжные специалисты – они никогда не подведут.

По словам Алексея Геннадьевича, оба пользуются уважением и авторитетом в коллективе оборотного депо, оба – пример добросовестного отношения к труду.

В ходе контрольно-инструкторских поездок экипаж неукоснительно соблюдает все требования инструкций по ведению поезда. Так же дотошно и взыскательно они ведут себя и при приёмке локомотива, выявляют ряд замечаний, так что, можно сказать, этот процесс становится серьёзным экзаменом для ремонтников местного «ЛокоТеха»…

А ещё Рафаэль Арджимбаев является среди коллег лидером по рекуперации. В этом году руководство оборотного депо планирует направить его на курсы повышения квалификации в Нижнеудинск. После сдачи экзаменов ему будет присвоен 2-й класс.

Вспоминая о том ночном янчуйском эпизоде с брошенными тормозными башмаками, который имел место на излёте февраля, и машинист, и его помощник считают, что они просто выполнили свой долг. И на их месте любой тоже сделал бы всё, чтобы предотвратить беду. 

Заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов в регионе Алексей Кофанов обратил внимание на важный аспект в деятельности структурных подразделений и персонала в области выполнения процедур управления безопасностью движения на основе анализа рисков и создания условий для свободной и безнаказанной передачи информации о нарушениях безопасности движения и имеющихся недостатках в области безопасности движения руководителям структурных подразделений и филиалов. Важно, по его мнению, создать климат нетерпимости к действиям, влекущим нарушения безопасности движения.




Сергей Ринчинов