16 июля 2018 22:57
фото: Виталий Калашников

Машинистом хорошо, а слесарем лучше

Свой восьмидесятый день рождения Виктор Ивлевич Бодров официально встретил 20 марта. А неофициально, хотя и исторически верно, юбилей у ветерана локомотивного депо Улан-Удэ случился ещё месяц назад.
Всё дело в том, что самый первый документ, свидетельствующий о рождении Виктора Ивлевича, был получен значительно позже радостного события, случившегося в феврале 1938 года. Отец будущего железнодорожника тогда неустанно руководил овощеводческой бригадой, поэтому время на юридические формальности ему удалось найти только месяц спустя. Так и получилось, что пятый сын в семье Бодровых обрёл два дня рождения: настоящий и официальный.

Десятилетку Виктор Ивлевич окончил в Мухоршибирском районе Бурятии, где и проживала его семья. В планах у молодого человека значилось поступление в Челябинское автотракторное училище. Однако пройти по конкурсу, из-за обилия льготников составлявшему до 13 человек на место, ему не удалось. А на обратном пути Виктор Бодров заметил небольшое объявление, которое приглашало получить профессию помощника машиниста электровоза в улан-удэнском железнодорожном техникуме.

– В 1956 году, – вспоминает ветеран, – слово «электровоз» для Бурятии было чем-то удивительным. Естественно, что меня заинтересовала возможность управлять техникой будущего. Я подал документы, прошёл комиссию и уже через месяц заселился в студенческое общежитие.

Увидеть электровоз воочию студентам удалось только после года обучения. Трёхмесячная практика на участке Слюдянка – Иркутск завершилась в августе, а в сентябре студентам вдруг объявили о переводе на специальность «помощник машиниста паровоза». В итоге окончил обучение Виктор Бодров с правами сразу на два вида тяги.

Затем его забрали в армию. И там всё шло к тому, что крепкий сибирский парень станет командиром тяжёлого танка, но в один из дней Виктор Ивлевич выиграл состязание части по лыжным гонкам. Железнодорожника быстро перевели в спортроту, где он и находился до конца службы.

После возвращения из армии Виктор Ивлевич устроился слесарем в локомотивное депо Улан-Удэ. В течение пяти лет он ремонтировал тепловозы, а в 1969 году, когда в столицу Бурятии начали приходить первые электровозы, он переквалифицировался на ремонт этих машин.

– Какие-то основные моменты в вопросах обслуживания электровозов я освоил в училище, куда поступил на заочное отделение. Но до всего остального приходилось «доходить руками». Было очень непросто: с такой техникой мы ещё не работали. Но зато какой был интерес к труду! – рассказывает ветеран.

В те годы, как вспоминает Виктор Ивлевич, осваивали ремонт электровозов и через импровизированные соревнования. Их инициатором был известный бурятский железнодорожник Леонид Александрович Каблуков, который в те времена трудился в цехе старшим мастером. В электрической цепи локомотива наставник нарочно устраивал небольшую поломку, которую надо было найти и устранить слесарям.

Но не только работой жил Виктор Бодров. В составе деповской волейбольной команды он не раз становился победителем региональных соревнований и участником первенства МПС. Пухлая папка с почётными грамотами за эти победы до сих пор хранится в домашнем архиве деповчанина.

В 1978 году Виктор Ивлевич Бодров стал мастером инструментального цеха, где и работал до самой пенсии. В задачи слесарей входило обеспечение всех локомотивов, которых на тот момент в депо насчитывалось более двух сотен, ремонтными приспособлениями.

За годы работы в инструментальном цехе Виктор Бодров стал настоящим профессором слесарного дела. Эти навыки очень пригодились после выхода на пенсию, когда ветерана пригласили мастером производственного обучения в железнодорожное училище, которое он сам и окончил много лет назад. – Кто-то считает, что в ремонтном деле нет той романтики, что присутствует в профессии машиниста. Я с этим не соглашусь, ведь своя красота и своё уникальное назначение есть у каждого инструмента, – размышляет Виктор Ивлевич, – но не стоит забывать, что любой самый сложный механизм когда-то начинался с обычного напильника, а в случае поломки вернуть его в рабочее состояние порой может этот же самый напильник.




Виталий Калашников