18 июля 2018 07:19
фото: Сергей Ринчинов

БАМ на день рождения

Свою третью книгу словак Павол Витек решил посвятить северной магистрали

Ветераны великой стройки поделились с гостем своими воспоминаниями о стартовых годах строительства Байкало-Амурской.
С каждым годом растёт интерес и россиян, и жителей других стран к делам и заботам бамовцев – и тех, кто рубил первые просеки, ставил первые палатки в таёжной глухомани, и тех, кто сегодня занят в процессе грузо- и пассажирских перевозок по великой северной магистрали.

Помимо больших международных журналистских десантов, к нам приезжают и малые группы работников СМИ. Буквально на днях побывали журналисты «Комсомолки» из Москвы и телевизионщики из Новосибирска. Не назовёшь редкими гостями и «одиночек» из разных стран СНГ и Евросоюза. А на минувшей неделе в Северобайкальск прибыл творческий тандем: словацкий бизнесмен и писатель Павол Витек со своим личным фотографом и «по совместительству» – дочкой Александрой (на снимке).

У нашего гостя есть своя компания, которая совместно с немецкими партнёрами занимается изготовлением и продажей металлопластмассовых и алюминиевых окон, а также поставками различного оборудования в Россию, Германию, Иран, Украину, Венгрию и прочие страны. Он проживает в городе Жилине – побратиме нашего Красноярска, отлично говорит по-русски, его страсть – путешествия.

«Первой ласточкой» на его писательском поприще стали личные впечатления от командировок в разные страны к своим бизнес-партнёрам. Вторую книгу – «По рельсам – вглубь России» – он написал на основе путевых заметок после поездки в 2016 году с женой и двумя дочерьми по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока – с остановками в некоторых городах.

– Спасибо моей младшей дочери Саше – именно она подвигла нас в тот раз собраться в дальнюю дорогу, – улыбается Павол. – Ей очень нравится русская литература, русская культура, ещё с детства она изучала русский язык и сейчас достаточно хорошо говорит на нём. Это путешествие стало нашим подарком для неё в связи с успешным окончанием гимназии и поступлением в университет, где она сейчас учится на медицинском факультете.

По его словам, продолжением железнодорожной темы станет третья книга – на этот раз о Байкало-Амурской магистрали. Поэтому был задуман маршрут Красноярск –Тайшет – Северобайкальск – Тында – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск – Советская Гавань.

Как считает Павол, книга о Транссибе возымела некий сингулярный эффект: если первое путешествие семья Витек совершала как все обычные туристы, то теперь их поддерживают железнодорожники. О них знают и мэры тех городов, которые запланировано посетить. Так что вполне возможны некоторые преференции, не доступные «рядовым» туристам.

Это путешествие на БАМ Павол замыслил и как подарок к своему дню рождения – 6 февраля ему стукнуло 54 года. Дата, конечно, не круглая, но в то же время это возраст самого расцвета – и в творчестве, и в бизнесе…

Приоткроем тайну: одними из центровых героев новой книги станут первопроходцы БАМа, транспортные строители и железнодорожники, ныне проживающие в Северобайкальске. С группой этой старой гвардии Павол и Александра Витек встретились во Дворце культуры «Железнодорожник», в Комнате боевой и трудовой славы Северобайкальского региона ВСЖД.

Убелённые сединами ветераны пришли на встречу в парадной форме, при орденах и медалях. Было что рассказать Любови Синенковой, Анатолию Пермякову, Альберту Чаплыгину, Виктору Никулинских, Владимиру Скарге и Николаю Байчурину. К слову, все они были героями наших очерков и репортажей.

Нахлынувшие воспоминания вновь уводят их в те далёкие, яростные и прекрасные годы, когда они были молодыми, дерзкими, удалыми и рисковыми. И вновь могучие «Магирусы» и КрАЗы пробиваются сквозь пургу, отсыпая земполотно, трещит под тяжёлой бульдозерной колонной метровый ленский лёд, звенят на 50-градусном морозе свежеуложенные рельсы, рвётся на восток, к Витиму, путеукладчик, шагают через топи и болота опоры ЛЭП…

Под занавес тёплой, сердечной встречи Павол рассказал вкратце о своей родной Словакии. Это часть бывшей Чехословакии, политики разделили страну в 1993 году – слава Богу, этот процесс прошёл мирно, без кровопролития, не то что в соседней Югославии.

На территории в 49 тыс. квадратных километров проживает 5 млн человек. Остались очень крепкие дружественные и родственные связи с Чехией – правда, это не относится к хоккею…В последнее время бурно развивается автомобильная промышленность: зашли крупные концерны – автогиганты «Фольксваген», «Пежо», «Ситроен» и «Фиат», так что с рабочими местами всё в порядке.

Уже в вагоне поезда Москва – Тында Павол поведал нам о том, как стал писателем. Всё началось с европейского кризиса 2008 года, когда продажи окон и станков резко упали. Появилось много свободного времени, и он стал активно сотрудничать с редакцией региональной газеты «Жилинский вечерник», которая охотно публиковала его путевые очерки из загранкомандировок. Из набравшегося за два года материала и получилась вышеупомянутая первая книжка с интригующим названием «Сколько стоит слон?»

Наших гостей поразила великолепная северная природа, они находят некоторое сходство их и наших горных массивов – правда, в Словакии горная цепь тянется, скажем, только 20 километров, а у нас – сотни две-три, а то и более.

На Байкале до поезда Павол успел пообщаться с местными рыболовами, которые показали ему тонкости подлёдной рыбалки. Этот краткий курс гость неплохо усвоил и тут же доказал это на деле – поймал серебристого ельца!

Разумеется, этот радостный и «эпический» момент во всех ракурсах запечатлела на фотокамеру Александра – такая замечательная фотоиллюстрация пригодится и для будущей книги, и для семейного альбома.

Вскоре после завершения своего дальнего восточного турне Павол Витек вплотную приступит к своему новому железнодорожному проекту – а нам остаётся пожелать ему больших творческих успехов в работе над книгой о БАМе. Ну и в бизнесе, конечно: больше окон, хороших и разных…




Сергей Ринчинов