18 июня 2018 16:18
фото: Алексей Климчук

«Вырастешь – станешь Левшой»

Звание лучшего рационализатора дороги Сергей Шарыпов подтверждает высокоэффективными разработками

В минувшем году токарь эксплуатационного вагонного депо Северобайкальск удостоен первого места в дорожном конкурсе «Лучшая разработка и внедрение в производство передовой техники и технологий в подразделении ОАО «РЖД».
Бамовский посёлок Витим на севере Бурятии видел разные типы вездеходов. Но никогда ни один из них не вызывал столько восхищённых отзывов, как аэросани прибывшего сюда в лихие девяностые из Казахстана Сергея Шарыпова, который сам собрал их от первого до последнего винтика из подручных средств.

Бывало, выкатит он их из ограды дома – а с улицы уже летят восхищённые отзывы.

По весне и по осени тоже случались комплименты, но только порождали их не аэросани, а сделанный Шарыповым мотоблок – он им огород вспахивал. 

Теми механизмами Сергей до сих пор и сам гордится. 

Впрочем,  не только ими.

Во время прохождения армейской службы в строительном батальоне он сам без всяких чертежей собрал несколько приспособлений, облегчающих и ускоряющих проведение отделочных работ. Одна «приспособа», как выражается он зачастую, ускорила в несколько раз процесс наклейки обоев, другая облегчила нанесение раствора на стены зданий. Третья выполняла функцию затирки штукатурки.

– Каких-то особых сложностей в изготовлении этих строительных инструментов мне не довелось испытать, – рассказал Сергей Вениаминович. – С механикой был почти на короткой ноге. До ухода в армию окончил энергостроительный техникум  в городе Назарове Красноярского края. Кроме того, не зря прочитывал от корки до корки популярные тогда журналы «Юный техник», «Техника молодёжи» и «Моделист – конструктор».

Не исключено, что под воздействием размещённой в упомянутых изданиях полезной информации начиная с восьмого класса Сергей стал втягиваться в техническое творчество. Может быть, это увлечение способствовало и тому, что его рационализаторская премьера состоялась на настоящем производстве ещё в 14 лет.

– Однажды пришёл к  отцу – он работал машинистом экскаватора на разрезе Канско-Ачинского угольного бассейна, – вспомнил свою юность Сергей Вениаминович. – И сразу же обратил внимание на то, что пятиметровая лестница, которая ведёт в кабину машиниста, то и дело задевает при движении экскаватора за неровности местности. Я подумал, как уйти от этой проблемы, и предложил отцу сделать приспособление, позволяющее приподнять её и удерживать так на некотором расстоянии от земли.

А отец к техническому творчеству тоже был неравнодушен:

– Задумок у него случалось немало. Только воплотить их на бумаге не мог. Образования не хватало. Обычно просил меня это сделать. 

Как-то раз пришёл Сергей к отцу, а напарник давай нахваливать:

– Так держать! Вырастешь – станешь Левшой.

Левшой, правда, Сергей не стал. Не получилось у него встретить в жизни такую «блоху», которую можно подковать. Но вот придумывать что-то своё – да, пристрастился.

После армии, работая фрезеровщиком и машинистом котлов на предприятиях нежелезнодорожного профиля, подал несколько идей разнопланового характера. Но в полноценного рационализатора его определила жизнь, когда он стал токарем на участке главного механика пункта технического обслуживания вагонов станции Таксимо. Токарит и сейчас. Работой доволен. И на ПТО им довольны. Любую деталь может выточить без сучка и задоринки. А кроме того, ценят его за умение находить решения, позволяющие производству поддерживать задаваемый технологический режим оригинальными разработками. За год внедряет не менее десятка рацпредложений.

И в 2017-м не изменил себе. Внёс в рационализаторскую карточку 12 предложений, направленных на оптимизацию технологических процессов, повышение производительности труда, снижение расхода электроэнергии, улучшение условий труда персонала.

– Прок будет от каждого, – с уверенностью утверждает бригадир ПТО Александр Шитц. – Возьмём для примера опору подъёмно-поворотного устройства для разворота колёсных пар. Она позволит предприятию сэкономить более 213 тыс. руб.

Примерно столько же средств сохранит и созданный рационализатором в тандеме с дефекто-скопистом Арамилем Шарафиевым гомогенизатор смазки ЛЗ-ЦНИИ. Экономию свыше 82 тыс. руб. позволяет извлечь сконструированный им компактный выталкиватель колёсных пар, установленный на позиции неразрушающего контроля.

О том, насколько велика значимость, скажем, компактного выталкивателя колёсных пар, можно судить по тому, что именно ему было отдано первое место при подведении итогов дорожного конкурса прошлого года «Лучшая разработка и внедрение в производство передовой техники и технологий в подразделении ОАО «РЖД».

Само по себе устройство несложное. Но польза от него чувствительна. С его приобретением участок ремонта колёсных пар автоматизировал процесс их передвижения с вращателя на другую позицию после проведения неразрушающего контроля.

Не менее значимым стал для ПТО и гомогенизатор. Получив его, здесь более не нуждаются в промышленном аналоге. Кроме того, устройство не потребляет электрическую энергию – работает от сжатого воздуха.

Среди разработок Сергея Шарыпова немало – с эксклюзивной историей:

– К таковым, безусловно, относится станок для обработки торцовой части хвостовика корпуса автосцепки. Эксплуатировался он больше трёх лет, и за этот срок в депо не поступило ни одной рекламации.

Из этой же эксклюзивной серии 24-метровый тросовый транспортёр, который Сергей Шарыпов сконструировал для передачи буксового узла от позиции мойки до позиции монтажа колёсной пары в цехе, расположенном на станции Киренга.

Надо отдать должное Сергею Вениаминовичу и за то, что, создавая новое оборудование, оснастку, инструмент, шаблон или приспособление, он старается минимизировать расходы на приобретение необходимых для этого комплектующих. Чаще всего для их изготовления он использует выведенные из эксплуатации, но пригодные к использованию оборудование, детали и узлы.

Именно из таких элементов он сложил вытяжную систему, предназначенную для улавливания в рабочей зоне пыли, возникающей в процессе очистки осей колёсных пар, изготовил оборудование, которое ускорило процесс заливки фундамента под запланированный к установке станок для обточки колёсных пар.

– В общей сложности Сергеем Вениаминовичем решены не менее двухсот задач, связанных с развитием производства, – подчеркнул Александр Шитц.

Инженерная мысль Шарыпова направлена и на  улучшение производственной среды. Так, им изготовлен шкаф для хранения шаблонов, который установлен в рабочей зоне на участке текущего отцепочного ремонта вагонов.

– На ближайшую перспективу моя голова тоже занята идеями, – улыбается Сергей Вениаминович. – В кратчайшие сроки мне необходимо смонтировать два подъёмника колёсных пар на эстакаду с целью высвобождения кран-балки на другие виды работ и сделать штамп для  изготовления стопорных шайб.

Вот и замечательно. Если голова рационализатора занята идеями, значит, скоро чей-то труд станет легче или производительнее.

Александр Иванов