24 января 2018 00:42
фото: Александр Иванов

По праву мастера

К своему 80-летию один из самых известных ветеранов дороги подошёл в статусе дорогого гостя на предприятиях магистрали

Пройдя путь от помощника машиниста до заместителя начальника ВСЖД – главного ревизора по безопасности движения поездов, почётный железнодорожник, заслуженный работник транспорта Валентин Андреевич Родионов и на заслуженном отдыхе старается быть востребованным железной дорогой.
Являясь членом совета старейшин ВСЖД, он участвует в мероприятиях совета ветеранов дороги, встречается с руководством магистрали, служб и дирекций, с коллегами по ревизорскому аппарату, со студентами ИрГУПСа.

На каждой из встреч многих поражает его компетентность в вопросах эксплуатации и ремонта подвижного состава и знании ПТЭ. Но вот, скажем, бывшего начальника ВСЖД Геннадия Павловича Комарова это нисколько не удивляет:

– Валентин Андреевич накопил столько производственного опыта, что его хватит на несколько человек. И всё потому, что работал не покладая рук, старательно и честно исполнял свой долг, преданно служил колесу и рельсам.

Сложилось так, что Геннадий Павлович и Валентин Андреевич работали в Нижнеудинском локомотивном депо. Первый был начальником предприятия, второй – его заместителем. Когда Комарову поступило предложение возглавить Тайшетское отделение, то он безоговорочно рекомендовал на своё место Родионова:

– В нём я был уверен как в самом себе. Он обладает исключительной работоспособностью, знаниями технологического процесса и всегда пользовался заслуженным авторитетом в коллективе, – рассказывает Геннадий Павлович.

Валентин Андреевич действительно показал себя крепким хозяином. Предприятие под его руководством продолжало оставаться одним из лучших на сети железных дорог СССР. Тогда были освоены все виды ремонта электровозов, успешно проведена реконструкция цеха по ремонту колёсных пар. Внедрялись станки с числовым программным управлением, были увеличены мощности котельной, которая стала отапливать чуть ли не половину города Нижнеудинска. Депо не один раз становилось местом проведения сетевых школ передового опыта.

По инициативе Валентина Андреевича начал развиваться деповской строительный комплекс . На территории предприятия было возведено здание учебного корпуса, в котором повышали свою квалификацию локомотивные бригады и ремонтный персонал. Строились благоустроенные 100-, 80- и 60-квартирные дома.

– Таким образом и я получил возможность расширить свою жилплощадь, – поблагодарил своего бывшего руководителя ветеран депо, бывший слесарь-моторист Борис Дмитриевич Долинин.

В это же время с подачи Родионова получила толчок к развитию музейная экспозиция депо, об этом мне рассказала смотритель комнат боевой и трудовой славы предприятия Галина Игнатьевна Чернышова.

Деятельным участием Родионов зарекомендовал себя и в решении городских проблем. Выделял по просьбе властей Нижнеудинска людей и технику. Помогал оказывать шефскую помощь школам города. Тогда же он своей способностью пробуждать в людях инициативу создал большую группу нештатных инспекторов дорожного движения, которая контролировала соблюдение технологии ремонта электровозов и выявляла отклонения от технических норм в содержании инфраструктуры.

Когда у Валентина Андреевича выпадает возможность выбраться в Нижнеудинск, он непременно общается с теми, кто работал и продолжает трудиться в депо. Успевал и в железнодорожный техникум, и в школу-интернат. В каждой аудитории он был желанный гость, поскольку в нём видели человека, знающего историю предприятия.

В Нижнеудинск Родионов приехал из локомотивного депо Зима, в котором отработал один год помощником машиниста паровоза после окончания Елецкого профессионального училища. Нижнеудинское депо стало для него точкой опоры на четверть века. Здесь его назначили машинистом-инструктором, а потом и заместителем начальника депо.

Возглавив локомотивную службу ВСЖД, большое внимание он уделял организации отдыха и работе локомотивных бригад. Заметный вклад внёс Валентин Андреевич в перевозочный процесс и в статусе заместителя начальника дороги – главного ревизора по безопасности движения поездов. Именно тогда по его рекомендации была сформирована группа дорожно-патрульной службы, которая обеспечивала безопасность на железнодорожных переездах, особенно неохраняемых.

 – Всем, что умею, обязан людям, которые встретились мне на пути. Это бывшие начальники локомотивного депо Нижнеудинск Анатолий Селиверстович Скурихин, Алексей Романович Ермаков, Анатолий Георгиевич Неупокоев, Константин Александрович Марютин.

У Валентина Андреевича 80-летний юбилей. Ему адресуют самые лучшие пожелания руководители ВСЖД и, конечно, соратники – локомотивщики и вагонники, движенцы и ревизоры.

Александр Иванов