25 апреля 2018 19:33
фото: Семейный архив Владимира Каутца

На старт вызывает председатель

Как руководитель Дорпрофсожа ответил на предложение о пенсии

7 января отметил свой очередной юбилей Эдуард Иванович Орлов.
90 лет – почтенный и уважаемый возраст. Пользуется почётом и уважением и сам юбиляр.

Волею судьбы более двадцати лет мы живём с ним в одном доме. Часто беседуем – о нынешней жизни и о положении в отрасли.

Эдуард Иванович окончил железнодорожный техникум в Гомеле. После его окончания  начал трудиться на станции Тулун сначала техником хладопункта. Раньше рефрижераторные вагоны заправляли льдом и на многих станциях были искусственные ледники, то есть хладопункты. Через два месяца Эдуард Иванович был переведён на должность инженера станции.

Во многом в жизни ему помогли занятия спортом, лёгкой атлетикой. В секторе для прыжков в высоту и на стометровке он всегда призовые места. А позднее увлёкся и шахматами.

Сначала его выдвинули на должность комсорга станции, затем выбрали профсоюзным лидером, секретарём партийной организации станции Тулун.

В 1961-м он заочно поступил в институт. Предложили перейти на должность заместителя начальника планово-технико-экономического отдела отделения дороги – дал согласие. Он мог бы стать руководителем экономического блока отделения, но ему предложили работать секретарём в Тулунском горкоме партии. Уже на этой должности он окончил высшую партийную школу. Десять лет трудился Эдуард Иванович в горкоме, до 1973 года.

За достойную работу доверили место Тулунского председателя горисполкома. Все городские заботы легли на плечи Эдуарда Ивановича. Семь лет трудился на этой должности. До сих пор вспоминают жители Тулуна хорошую работу Эдуарда Ивановича Орлова.

С 1980 года он председатель дорожного профсоюзного комитета ВСЖД. Именно на это время выпало мощнейшее развитие дороги. Строительство вторых и третьих путей, реконструкция предприятий буквально во всех службах. Но особенно бурными темпами развивалась социальная сфера: вводились в эксплуатацию новые жилые дома, школы, детсады, учреждения здравоохранения, спорта, торговли и многое другое. Более 100 тыс. кв. м жилья вводилось ежегодно, а это более двух тысяч квартир – бесплатных, прошу учесть. На всех станциях дороги можно и сегодня видеть новые жилые дома железнодорожников, построенные в это время. Заслуга в этом и Эдуарда Ивановича, так как он на всех уровнях власти – да, совместно с начальником дороги – отстаивал и защищал интересы трудового коллектива.

В то время и руководители дороги, и профсоюзные лидеры защищали интересы трудовых коллективов. Бок о бок работали с  простыми людьми, поэтому легко было решать многие злободневные острые вопросы и обеспечивать защиту социально-экономических интересов железнодорожников магистрали.

Значительно труднее стало с переходом страны на рыночные рельсы. Сейчас этот период называют «лихими девяностыми». Были и «брожения» у локомотивщиков северного хода, когда они пошли на поводу у провокаторов и пробовали бастовать. На собрании в одном из северных локомотивных депо в этот период один очень полный машинист упрекнул Эдуарда Ивановича возрастом и сказал, что давно пора на пенсию Дорпрофсожу. Тогда председатель обратился ко всему коллективу собравшихся и предложил машинисту вместе пробежать стометровку:

– Обгонишь – сразу же, здесь же напишу заявление и уйду на пенсию.

Машинист струхнул – на забег не согласился. А локомотивщики с большим уважением стали смотреть на Эдуарда Ивановича.

Не всегда начальник дороги мог ставить острые вопросы перед высшим руководством министерства, и тогда всегда на помощь приходил Эдуард Иванович. Лидеру профсоюзов магистрали можно значительно больше высказывать предложений руководству МПС, часто даже очень острых. Принцип социального партнёрства помогал решать много различных вопросов. 

Хочется пожелать юбиляру крепкого здоровья, бодрости духа и долгих лет жизни! Пусть каждый  день приносит только радостные вести! С юбилеем Вас, Эдуард Иванович!

Владимир Каутц, заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам в 1998-2010 годах