19 октября 2018 07:13
фото: Виталий Калашников

Пограничная визитка дороги

За стелой на стыке с Забайкальской магистралью присматривают работники предприятия, созданного ещё в довоенные годы

Ровно 80 лет назад была образована Горхонская дистанция пути.
Опираясь на славные производственные традиции прошлого, коллектив ПЧ-13 и сегодня продолжает успешно обслуживать «сдаточный» участок ВСЖД и готовится повысить его пропускную способность.


Ответственный «пригорок»

Официальной датой её создания можно считать 9 января 1938 года. Именно в этот день начальником ВСЖД было подписано распоряжение о выделении участка пути с 5684-го по 5780-й километр в отдельную дистанцию. Аппарат управления нового предприятия и механические мастерские расположились на станции Горхон.

Решение было принято не случайно. Улан-Удэнская дистанция пути, куда ранее входил обозначенный участок Транссиба, и без того обладала большой протяжённостью. Но главным аргументом стало наличие затяжного перевала между станциями Горхон и Кижа, который всегда требовал к себе особого внимания со стороны путейцев.

– На различных совещаниях и селекторах наш перевал порой в шутку называли пригорком, – вспоминает бывший начальник ПЧ-13 Николай Садовский. – Конечно, с горно-перевальными участками той же Слюдянской дистанции пути он вряд ли сравнится, но и простым наш 18-тысячный подъём назвать никак нельзя. Этот «пригорок», расположенный на сдаточном участке Восточно-Сибирской магистрали, можно назвать визитной карточкой ПЧ Горхон.

Соседство с Забайкальской дорогой и «пограничный» статус, по словам бывшего руководителя, всегда накладывали отпечаток на работу путейцев тринадцатой дистанции, давая дополнительный стимул в работе.

– Можно назвать это негласным соревнованием. Мы видим работу забайкальцев, а они видят нас. Вот и стремился каждый к высоким результатам в сетевых соревнованиях, старался быстрее и качественнее осуществить ремонтные работы. Даже пограничные стелы всегда содержались в идеальном состоянии, чтобы соседи могли их примечать. В конечном итоге такое «соперничество» шло только на благо нашего взаимодействия, – подчёркивает Николай Садовский.


Хранилище истории 

Историю становления Горхонской дистанции пути бережно хранит Комната боевой и трудовой славы ПЧ-13. То, что это музей именно путейский, становится понятно с первых же экспонатов. В нём собрана уникальная коллекция рельсов,  по которой можно отследить эволюцию отечественного путевого хозяйства с конца XIX века и до нынешних времён.

Музей открылся в январе 1988 года, когда дистанция отмечала свой полувековой юбилей. К тому моменту в архивах предприятия и в частных коллекциях работников накопилось большое количество ценных исторических материалов, которые было решено собрать в единый комплекс.

Спустя тридцать лет выставочная коллекция выросла в десятки раз. Сейчас на площади в 50 квадратных метров размещено около сотни уникальных экспонатов, а всего здесь содержится почти тысяча единиц хранения. Кроме этого, отдельные стенды посвящены ветеранам войны, отличникам производства, а также почётным железнодорожникам. Их за годы существования дистанции было ровно двадцать.

Немало участников войны трудилось в дистанции в советские времена. Трое из них – А.В. Черных, Е.А. Орлова и М.А. Шкуратов – носили звание почётного железнодорожника

– Наш музей – это настоящая достопримечательность не только для дистанции пути, но и для всего  посёлка Горхон. В год здесь проводится почти сотня экскурсий, а число посетителей превышает 900 человек. Сколько бы экспонатов не содержал музей, он в первую очередь хранит память о работниках дистанции. Именно их руками ковалась история ПЧ-13, – отмечает хранитель музея Светлана Молокова.


Вопреки чёртовой дюжине

С этим утверждением согласен и Алексей Нагорный, для которого ПЧ-13 стала уже третьей дистанцией пути, где он работает руководителем. Горхонских путейцев, по его словам, выгодно отличает высокая исполнительская дисциплина и неравнодушие к будущему предприятия.

– Думаю, это отчасти связано с тем, что для многих работа в ПЧ-13 стала настоящей семейной традицией.  Листая различные документы, отчёты и ведомости, невольно обращаешь внимание на то, как часто в них встречаются одни и те же фамилии. Здесь работают целые династии путейцев, а профессиональные навыки и высокая культура производства передаётся из поколения в поколение, – отмечает Алексей Нагорный.

По словам руководителя, опираясь на кадры, дистанция ставит перед собой большие задачи. Так, комплексная реконструкция пути даст возможность ПЧ-13 к 2021 году полностью уйти от пути, лежащего на деревянном основании. Это позволит увеличить скорость движения поездов, а также увеличить пропускную способность. Для Горхонской дистанции пути, работа которой напрямую влияет на «сдаточные» показатели дороги, эти факторы являются крайне важными.

– Так сложилось, что наша ПЧ закрепила за собой 13-й номер среди всех дистанций ВСЖД. Может быть, кто-то посчитает это число несчастливым, но своей стабильной работой и производственными победами мы не раз доказывали, что это не так, – заключает Алексей Нагорный. – Сегодня же хочется поблагодарить и поздравить всех ветеранов и действующих работников с юбилеем нашей дистанции.

Виталий Калашников