21 июля 2018 18:10
фото: Александр Иванов

Настроен так, чтоб связь помех не знала

В Почётный клуб рационализаторов дороги «РАЦ-100» принят очередной новатор – 131-й по счёту.
Им стал электромеханик поездной радиосвязи Улан-Удэнского регионального центра связи Виталий Серов.

На предприятии Виталия считают человеком, у которого сутки длиннее, чем у обычных людей. Сами посудите: имея семью, в которой двое детей, он как-то находит время для занятий парашютным спортом, летает на арендованных парапланах, самолётах и решает задачи, которые ставит жизнь перед железной дорогой.

За решением одной из них я застал его в минувшую субботу. Вооружившись отвёрткой и гаечными ключами, Виталий погрузился в разборку отечественного асинхронного электродвигателя АИР-20. Пояснил: по просьбе работников сервисного локомотивного депо Улан-Удэнское намерен с помощью метода намотки «Славянка» повысить на 20-30% коэффициент полезного действия этого оборудования.

На аналогичные просьбы ремонтников собственного времени ему не жаль. Откликается сразу, без уговоров. Как-то, к примеру, узнал, что при запуске в эксплуатацию новых пластиковых антенн поездных радиостанций под действием вибрации при движении локомотива передавливаются намотанные на неё провода. Поразмыслив над проблемой, высказал идею усилить крепление антенны пластиковой втулкой, выточенной на токарном станке.

В другой раз нашёл достойную альтернативу электролитическим конденсаторам в блоках питания радиостанций, которые часто выходили из строя из-за ударных нагрузок, возникающих при изменении напряжения и силы тока, в частности – при проходе нейтральных вставок перед железнодорожными переездами. По его предложению стали применяться улучшенные конденсаторы сухого типа, которые выпускают предприятия оборонной промышленности.

Нашло применение и простое, но очень важное для связистов центра предложение, которое предусматривает замещение комплектующих зарубежного производства, таких как шнуры, микрофоны и переключатели, входящие в радиотрубки, – отечественными. И теперь при ремонте применяются российские изделия, которые по качеству ни в чём не уступают заграничным.

Сейчас Виталий задался целью найти решение, которое позволит оповещать работников дистанций пути о приближении подвижного состава с использованием радиостанций и маячков-информаторов, выставляемых на заданном расстоянии от них.

На счету рационализатора 113 предложений. Многие из них направлены на безопасность движения, сокращение эксплуатационных расходов и охрану труда. А есть и такие, что работают сразу на несколько факторов. При реализации задуманного Виталий старается опираться на российский научно-технический потенциал.

– Я твердо убеждён, – говорит он, – что для достижения какой-то цели, направленной на повышение эффективности производственного и технологического оборудования, задействованного на железной дороге, необходимо широко применять отечественные разработки, предназначенные для наших армии и флота. От этого несомненная польза и для развития российской промышленности.

Рационализаторским творчеством Виталий занимается с 2004-го. И в первый же год подал одно за другим семь рацпредложений.

К техническому творчеству прикипел с детства. Посещал одновремено два кружка, строил авиационные модели, собирал радиоприёмники. Был призёром соревнований. Научился ремонтировать любую радио- и телевизионную технику. Начало получило продолжение на железной дороге.

На магистрали Виталий 14-й год. Обслуживает и ремонтирует носимые и стационарные радиостанции на базе новых микропроцессорных технологий иностранного и российского производства. Вводил новые типы радиостанций РЛСМ-10, устанавливал и монтировал ре-трансляторы на станциях Улан-Удэ, Тальцы, и Селенга.

Большинство его предложений способствует улучшению работы устройств связи. Разработал подвижный телекомплекс мачты для увеличения дальности действия УКВ радиосвязи на восстановительном поезде. В перечне того, что внедрено, – защита блока питания радиостанций РВ-1М, станок для намотки контуров электрических устройств, прибор проверки жгутов радиотрубки, подогреватель печатных плат, помехозащищающий фильтр, оборудование, предназначенное для сопряжения компьютера с радиостанцией и выявления скрытых радиопомех... Разработал токопроводящий клей для дорожек тастатуры, сконструировал виброгасящий амортизатор антенн радиостанций локомотивов и универсальный стенд проверки радиостанции 42РТМ. Сделал много другого полезного и нужного связистам, назначение которого понятно только им.

Его новое увлечение – написание электронных программ для микроконтроллеров компаний Atmel и Texas Instruments.

– Здесь тоже, кажется, мне есть что сказать, – поделился планами Виталий.

Александр Иванов