13 декабря 2018 02:33

Жить на севере

На следующей неделе в Северобайкальске запланирован День Восточно-Сибирской железной дороги в местной администрации. Проблем на севере магистрали хватает: суровые климатические условия, удалённость от областного центра, скудное развитие социальной инфраструктуры, на некоторых участках отсутствует автодорожное сообщение. Жители отдалённых районов преодолевают множество трудностей, которые городскому жителю невдомёк, и за героизм это не считают. Но, к сожалению, должен констатировать, что таких людей становится всё меньше.
В настоящий момент дорога испытывает ряд проблем по привлечению, закреплению и удержанию персонала в подразделениях, расположенных в районе БАМа. Ощутима и текучка кадров на бамовских предприятиях: люди при любой возможности стремятся перебраться в более комфортные для проживания и работы места.

Сейчас много говорят о вахтовом методе как об одном из стратегических путей решения кадрового вопроса. По правде сказать, я не сторонник этого мнения. Такой способ работы подходит для решения конкретной задачи, будь то прокладка трубопровода, разработка месторождений – одним словом, возведение статических объектов. Железная же дорога – совсем другое дело. Её мало построить, её необходимо обслуживать. Поезда движутся непрерывно, стрелки переводятся постоянно, не по вахте. 

Для нас крайне важно, чтобы люди на БАМе жили. Никто из столицы проверять себя севером не поедет. А если всё-таки приезжает специалист на службу из крупного города, цель одна – заработать побольше и махнуть рукой. На таких карьеристов – никакой надежды. Ни отдачи, ни прицела на будущее, ни перспектив развития.

Нам необходимо создать все условия для жизни на БАМе, организовать целевой набор кадров, обучать специалистов на местах, учитывать специфику местности. Одним словом, идеальным вариантом мне видится, что работать на северном участке дороги должен тот, кто там живёт. Нужно строить жильё, тщательно спланировать перспективы молодого руководителя, повысить карьерную и личную мотивацию. Каждый думает о своей семье, дети должны учиться, а в будущем чем-то заниматься. Преемственность здесь должна выйти на первое место. Ведь предприятия железной дороги по всей протяженности БАМа в большинстве своём являются градообразующими. 

Нельзя сказать, что дорога ничего не делает для закрепления и привлечения трудового ресурса. С реализацией проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали северные территории получили новую жизнь. Только по ВСЖД ожидается создание более четырёхсот новых рабочих мест. 

Для удержания существующего штата и привлечения дополнительных кадров мы планомерно увеличиваем мощности жилищного фонда компании, уделяя особое внимание северному участку дороги. Впервые за долгое время мы ввели в эксплуатацию в 2014 году многоквартирный дом на станции Новая Чара. В нынешнем году ко Дню компании мы по-строили второй дом на этой же станции. Благодаря строительству сняты многие вопросы по укомплектованности кадрами в локомотивном хозяйстве. В будущем году там появится и третий дом.

Для полного удовлетворения спроса на технологическое жилье до конца 2018 года запланировано строительство семи 27-квартирных домов на узловых станциях в зоне БАМа: Таксимо, Северобайкальск, Лена, Коршуниха-Ангарская, Вихоревка.

При этом не все работники востребованных на БАМе профессий имеют право на проживание в жилищном фонде компании с компенсацией затрат на наём. Например, оператор дефектоскопных тележек, распределитель работ, сигналист, электромонтёры всех наименований, мастер участка ДПМ по существующим нормам не могут претендовать на технологическое жилье. 

Предложения дороги по данной проблеме направлены в центральный аппарат компании, и в настоящее время работа по этому вопросу ведётся.

Считаю необходимым делегировать руководителям причастных филиалов ОАО «РЖД» права в порядке исключения предоставлять технологическое жилье работникам БАМа (не входящим в перечень) или в полном объёме возмещать расходы на проживание по найму в пределах доведённых бюджетов.

Но безусловно, в работе по снижению оттока трудоспособного населения должны принимать участие муниципальные и региональные власти.

Наши усилия могут оказаться малорезультативными, если не будут решены вопросы социальной направленности. Учреждения здравоохранения, детский сад, школа – простые, но абсолютно необходимые вещи, о которых нельзя забывать, если мы хотим закрепить кадры на севере. Железная дорога не может взять на себя абсолютно всё. Те же клубы, больницы – это не совсем профильные для нас объекты. Поэтому здесь стоит подумать о схемах совместного участия.

Если начать всё это развивать, то вдоль и вокруг начнётся жизнь – так было всегда. Тогда у людей будет интерес и возможность плодотворно работать и удовлетворять свой профессиональный интерес.


Василий Фролов, начальник Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31