Частная дорога, ставшая дачной

28 августа исполняется 115 лет со дня открытия линии Мельничный Ручей – Петрокрепость.

28 августа исполняется 115 лет со дня открытия линии Мельничный Ручей – Петрокрепость.

Как известно, 13 октября 1892 года началось регулярное пассажирское движение по Ириновской узкоколейной железной дороге: от станции Охта на окраине Петербурга до Ириновки – имения владельца линии, действительного статского советника барона П. Корфа. Этим преследовались две цели – перевозка многочисленных дачников и вывоз в столицу торфа. В июле следующего, 1893 года из пятерых владельцев земель, по которым главным образом и проходила дорога (сам Корф, сенатор барон М. Медем, статс-секретарь Перетц, П. Всеволожский и В. Ренненкампф), создалось Ириновское промышленное товарищество (общество). И в его уставе значилась возможность продолжения Ириновского подъездного пути от Ириновки до села Шереметевки, что находилось на левом берегу Невы, напротив Шлиссельбурга.

В октябре того же года Комитет министров рассмотрел проект. В нём П. Корф определял важность этой линии тем, что «откроется доступ к Неве и Шлиссельбургу, установится постоянное сообщение с северной частью Шлиссельбургского уезда, с уездным городом, а также Охтинского порохового завода с частным пороховым заводом, расположенным близ с. Шереметевки, и наконец, обеспечится постоянное паровое сообщение Шлиссельбурга со столицею во время замерзания Невы». Длина дороги предполагалась почти в 20 вёрст. В итоге Корфу разрешили построить также ветвь «к бухте на Ладожском озере против Кошкина маяка протяжением около 4 вёрст» и ветку от станции Охта к Неве в 400 саженей. 22 октября Александр IIIутвердил положение о продолжении Ириновской дороги, строительство которой должно было вестись на тех же условиях, то есть «без правительственных ссуд и гарантий».

Интересно, что общество, которому барон продал дорогу, предполагало постройку ещё одной линии – от Пороховых до Колтушей. Доход от эксплуатации обеих ожидался в 65 тысяч рублей. По расчётам, его обеспечивали перевозки «живности, молока и живой рыбы для столицы». Рассчитывали, что владельцы дач будут приобретать участки земли вдоль линии. Выход к Неве давал связь с пароходным сообщением, а значит, и дополнительные грузы. Товарищество предполагало выпуск четырёх тысяч акций по 250 рублей каждая – всего на 1 млн рублей, и на 500 тысяч рублей – облигаций. Доходность – 6,5% на акционный капитал.
Общество внесло коррективы в первоначальный проект. Дорога теперь начиналась не от Ириновки, а от промежуточного пункта в двух верстах от станции Щеглово, который назвали разъездом Мельничный Ручей. Возможно, это было связано со вновь возникшими планами покупки у П. Корфа имения Борисова Грива и строительства на его месте кирпичного и стекольного заводов – ведь, соответственно, понадобилась прокладка от Ириновки 5-вёрстной линии до Борисовой Гривы, а к заводам – подъездных путей.

Не всё удалось обществу осуществить из задуманного. Но оно постаралось выжать из строительства линии всё возможное. Летом 1895 года для удобства обслуживания дач и посёлков близ станции Рябово открыли платформу Всеволожская, давшую начало нынешнему городу. Вскоре закончилась постройка ветки от Охты к Неве. 8 января 1896 года началось временное движение по линии от Мельничного Ручья до Шереметевки. А как значилось во всеподданнейшем докладе министра путей сообщения М. Хилкова от 27 ноября того года, «по освидетельствованию означенной ветви правильное движение по оной открыто 16 августа».
Алексей Островский
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/