фото: сергей прокудин-горский, снимок 1916 года

Дорога к незамерзающему морю

Сто лет назад, 11 ноября, завершилась Первая мировая война, для нужд которой протянули эту магистраль

Мурманскую железную дорогу построили в 1916 году. По ней везли грузы, которые англичане и французы поставляли в Россию для борьбы с общим врагом. На Первой мировой военные успехи в большей, чем когда-либо раньше, степени зависели от работы железнодорожников: насколько быстро доставлялись войска и орудия к местам боевых действий. Именно тогда в кратчайшие сроки была построена Мурманская дорога, которая сейчас входит в состав ОЖД.
О том, как строилась эта дорога, и какую роль она сыграла в Первой мировой, а затем и в Великой Отечественной войнах, мы побеседовали с докто­ром исторических наук, профессором Петербургского государственного университета путей сообщения Александром Голубевым.

– Александр Анатольевич, идея построить дорогу, связы­ваю­щую Петербург с побережьем Баренцева моря, высказывалась еще в семидесятые годы девятнадцатого века. Почему же решение о начале работ было принято российским правительством только в конце 1914 года?

– Считалось, что строительство такой дороги нецелесообразно с точки зрения экономики. Однако с началом войны экономические соображения отошли на второй план. Дело в том, что Россия фактически лишилась многих из своих портов. В Балтийском море хозяйничал немецкий флот, в Черном – турецкий. Возникла проблема: как доставлять военные грузы, которые союзники поставляли в нашу страну?

Какие могли быть варианты? Существовала железная дорога, связывающая Вологду с Архангельском. Но это была построенная ещё знаменитым предпринимателем Саввой Мамонтовым узкоколейка, к тому же порт в Архангельске можно использовать не более пяти месяцев в году: море здесь замерзает. Владивосток находится слишком далеко от Великобритании и Франции, да и Транссибирская магистраль не обладала достаточной пропускной способностью. А потому была нужна дорога, связывающая Петербург с незамерзающей частью Баренцева моря. Поэтому было решено продлить до Романова-на-Мурмане (сейчас Мурманск) уже строящуюся ветвь, которая проходила от деревни Дубовики (ныне станция Волховстрой II) до Петрозаводска.

Добавлю, что Мурманск возник на карте исключительно благодаря железной дороге. Перед началом строительства побережье было абсолютно пустынным: на большой по площади территории стояла лишь одна, принадлежавшая местному жителю изба. Вблизи этого места сейчас находится мурманский вокзал. А параллельно с железной дорогой велось строительство морского порта.

– Верно ли, что работы на Мурманской дороге финансировались нашими союзниками?

– Отчасти. Правительство Великобритании предоставляло России кредиты. На эти деньги во Франции, Бельгии, Англии, а особенно в США, закупались необходимые материалы и оборудование. Что-то поставляли и переведённые на военные рельсы российские заводы.

– Доводилось читать, что в строительстве дороги участвовали рабочие самых разных национальностей, в том числе и китайцы.

– Да, это так. Китайцев, точнее, выходцев из Маньчжурии, было 10 тысяч человек. Дорога строилась фактически вручную, поэтому постоянно требовались рабочие руки. Через эту стройку прошли 185 тыс. человек (для сравнения: в 1914 году во всей Олонецкой губернии проживало примерно 360 тыс. человек). Кадры искали повсюду. Использовали

воинские подразделения, каких-то специалистов освобождали от призыва в армию. На «объект» пригнали 60 тыс. военнопленных, а вблизи Мурманска даже трудились контрактники из Канады.

– Можно сказать, что Мурманская железная дорога – это последняя магистраль империи: она была сдана в эксплуатацию в самом конце 1916 года. Однако известно, что доставка вглубь России поступавших в Романов-на-Мурмане военных грузов началась значительно раньше.

– Дорога была разбита на три участка: Петрозаводск – Сорока (ныне Беломорск), Сорока – Кандалакша, Кандалакша – Романов-на-Мурмане. Раньше других построили первый, южный участок. В Сороку грузы везли по воде, а затем орудия и боеприпасы перегружали в железнодорожные вагоны.

– Какие конкретно военные грузы и в каких объёмах доставлялись по Мурманской железной дороге?

– Не могу дать ответ на этот вопрос. Всё, что связано с поступающей от союзников помощи, являлось тогда государственной тайной. Немецкая разведка внимательно следила за тем, что происходит на этой дороге. Потому принимались серьёзные меры секретности. Железнодорожники не знали, что они везут: в документах фигурировали лишь тоннаж грузов и количество используемых для их перевозки вагонов.

Точной информацией владел лишь ограниченный круг чинов Военного министерства Российской империи. Кстати, до сих пор рассекречены далеко не все документы, связанные с Первой мировой войной.

– Как использовалась Мурманская железная дорога в годы Второй мировой войны?

– Примерно так же, как и во время Первой мировой. Для поставок по ленд-лизу. Северные конвои доставляли в Мурманск оружие, боеприпасы, продовольствие, которые затем направлялись в Красную Армию. Однако всё же было одно существенное отличие. В начале сентября 1941 года финны, союзники Германии, перерезали Мурманскую, тогда она называлась Кировской, дорогу на участке Медвежьегорск – Свирь. Но советские железнодорожники в кратчайшие сроки построили ветку Сорока – Обозерская. Поезда могли следовать по маршруту Мурманск – Сорока – Обозерская и далее на Вологду, вглубь страны. Кстати, именно этим путём в конце 1941 года проследовала в Москву на переговоры по совместным действиям против общего врага английская делегация.

Беседовал Давид Генкин
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/