14 декабря 2018 22:04

В Закавказье

Вопрос надежного прикрытия южных границ нашей страны на Кавказе и улучшения транспортных коммуникаций в районе нефтедобычи (а на тот период времени Азербайджан был главным производителем нефти в СССР) в начале Второй мировой войны был не случайным. Кроме того, здесь находились и морские порты, связывающие нашу страну со странами Ближнего Востока через пограничный Иран.

 

Поэтому в 1939 году началось срочное строительство приграничных железнодорожных линий в Азербайджанской ССР: Минджевань–Джульфа (125 км) и Османлы–Астара (182 км). Первая имела ко всему прочему и выход в Иран. Вторая как линия под № 107 с ветвью от Сальяны к Нефтечалы (еще 25 км) возводилась в основном силами заключенных ГУЛЖДС. К середине 1941 года обе они вступили в строй действующих.

 

К концу войны в преддверии восстановительного периода страна искала новые источники сырья. Было решено строить в Грузии металлургический комбинат в Рустави. В 150 километрах от этого промышленного центра располагалось крупнейшее на Кавказе месторождение железных руд у города Дашкесана (Азербайджан). В 1944 году было решено строить туда ветвь Алабашлы–Кущинский мост (35 километров), автомобильную и канатно-подвесную дороги к станции.

 

Весь комплекс возводился заключенными. Строительство железной дороги было сложным, так как она проходила в горных условиях со значительным объемом земляных (а точнее – скальных) выработок – до 60 тысяч кубических метров на километр пути. Дорога строилась под электротягу, однако начиная с 1947 года на ней долгие годы перевозку руды осуществляли составы с паровозами.

 

Леонид КОРЕНЕВ,

директор музея ПГУПСа

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31