13 декабря 2018 18:36

Спасибо, Фердинанд Иванович!

Речь пойдёт о Фердинанде Ивановиче Таубе (1805–1870), обрусевшем прибалтийском немце, который после окончания ИКИПСа в 1831-м строил набережные вдоль Невы у Царицына луга (Марсово поле) и на Васильевском острове. Конечно, здесь самым интересным является возведение им пассажирской пристани у Академии художеств (проект архитектора К. Тона) под руководством его старшего институтского товарища Е. Адама.
Речь пойдёт о Фердинанде Ивановиче Таубе (1805–1870), обрусевшем прибалтийском немце, который после окончания ИКИПСа в 1831-м строил набережные вдоль Невы у Царицына луга (Марсово поле) и на Васильевском острове. Конечно, здесь самым интересным является возведение им пассажирской пристани у Академии художеств (проект архитектора К. Тона) под руководством его старшего институтского товарища Е. Адама.

Но вот в России появился чех Ф. Герстнер, который предложил свои услуги по строительству в нашей стране железных дорог. Он очень долго добивался разрешения Николая I на сооружение хотя бы небольшой линии Санкт-Петербург – Царское Село – Павловск.
И вот, наконец, 16 апреля 1836 года был опубликован указ императора Сенату об утверждении Положения о создании Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска. Отличительным фактом в жизненной хронике Ф. Таубе является то обстоятельство, что он поверил предпринимателю Ф. Герстнеру. Таубе оказался единственным из русских инженеров путей сообщения, который вложил свои деньги (символическую сумму) в эту стройку. И это при наличии 200 инженеров, выпущенных уже к этому времени из ИКИПСа, и почти такого же числа членов Корпуса инженеров путей сообщения! Герстнер оценил такой поступок, и вскоре по его рекомендации в начале 1837-го Ф. Таубе была предложена должность технического наблюдателя за ходом строительства дороги от путейского ведомства.

Поэтому здесь уместно осветить некоторые моменты технических параметров и показателей первой железной дороги России. Строительные работы начались 1 мая 1836 года с осушения Шушарских болот и сооружения земляной насыпи. Потребовалось построить 42 деревянных моста, в том числе 40 на деревянных опорах длиной от 2 до 4 м и два на каменных опорах через Обводный (длиной 26,5 м) и Лиговский (около 15 м) каналы. Все мосты возвели к июню 1837-го. Была выбрана ширина колеи в шесть футов, или 1829 мм, ширина земляного полотна была рассчитана на два пути – около 5,5 м, деревянные еловые шпалы длиной 3,2 м укладывались на расстоянии друг от друга 0,9 м. На шпалы клали специальные чугунные подкладки (они прикреплялись к ним гвоздями), в пазы которых помещались железные рельсы. Рельсы весом 15,4 кг на погонный метр были разной длины: 3,65, 4,65 и 4,86 м. Все они были закуплены в Англии и Бельгии. Земляное полотно трёхслойное: нижний слой – утрамбованная земля, второй – булыжник, верхний слой (два последних высотой 46 см) – гравий.

Средняя высота насыпи – 2,9 м над поверхностью земли (в Павловском парке – 1,4 м). Средний уклон 2‰ (он соответствовал естественному уклону местности: от Петербурга шёл подъём в сторону Царского Села). Общая протяжённость линии составила 25 с половиной вёрст (около 27 км). На Царскосельской железной дороге были предусмотрены четыре раздельных пункта – станции в Санкт-Петербурге, Шушарах (Московское шоссе), Царском Селе и Павловске. Открытие железной дороги от Петербурга до Царского Села (23 км) состоялось 30 октября 1837 года, а до – Павловска (ещё 4 км) – 22 мая 1838 года. С ноября 1838-го Фердинанд Иванович почти 11 лет являлся активным членом правления Царскосельской железной дороги.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31