18 февраля 2019 03:07
фото: иван куртов

В экономии заинтересованы лично

Экономия топлива входит в должностные обязанности машинистов. Существует норма расхода топливно-энергетических ресурсов, который верстается исходя из произведённой в каждый предыдущий месяц эксплуатационной работы. Насколько машинисты заинтересованы в экономии и как ведётся учёт топлива?
Локомотив – сложная машина, технические особенности которой либо помогают машинисту экономить ресурсы, либо нет. При этом списывать со счетов многие, казалось бы, устаревшие модели ещё рано.

Тепловозы нового поколения оборудованы специальными системами автоведения, которые работают подобно круиз-контролю на автомобиле или автопилоту на самолёте, выбирая для машиниста оптимальный режим ведения поезда до заданного пункта, который потребует наименьшего расхода топлива при прочих равных условиях. Эти технические особенности позволяют исключить нерацио­нальное использование локомо­тивной бригадой дизельного топ­лива и других ресурсов. Системой автоведения оснащены и электровозы.

Новые модели локомотивов оборудованы ещё и автозапуском, который поддерживает рабочую температуру двигателя. В случае понижения температуры машина запускается, и выключается, когда двигатель доходит до рабочей температуры.

После того, как локомотив возвращается в депо, съёмный носитель информации с системы считывается, специалист депо анализирует показания и составляет заключение, в котором содержится информация об израсходованном топливе.

Благодаря новейшим технологиям, которые применяются на современных локомотивах, человеческий фактор минимизируется. Всеми параметрами управляет бортовой компьютер. Машинист не может высказать несогласие или сделать по-своему. А вот с локомотивами старого поколения всё обстоит иначе. Их просто невозможно запускать-глушить в автоматическом режиме, поэтому такие операции выполняются вручную. Кроме этого, в депо стараются рационально использовать эти машины, максимально задействуя локомотив в работе. Например, в холодное время года локомотивы старых серий ставят в тёплые цеха, чтобы они не оставались на открытом воздухе и не переводили топливо на прогрев. Но план экономии топлива выполнять должны все машинисты – и те, кто работает на новых машинах, и те, кто на старых. К тому же машинисты кровно заинтересованы в экономии: при достижении определённых показателей локомотивные бригады, а также инженерно-технический состав депо премируется.

– Подчеркну, что экономия ресурсов входит в наши должностные обязанности. Мы должны повышать энергоэффективность и снижать потребление электроэнергии и дизельного топлива, использовать его более рацио­нально. Если достигнута экономия, то по итогам квартала можем получить премии, – пояснил главный инженер Санкт-Петербург-Варшавского эксплуа­тационного локомотивного депо (ТЧЭ-14) Андрей Чернаков.

При этом кроме погоды есть и другие факторы, влияющие на показатели эксплуатационной работы. Оказывается, на возможностях ресурсоэкономии сказывается зона эксплуатации – едет локомотив по дороге стыковой или тупиковой. Например, стоянка в порту из-за его загруженности может дорого обойтись, так как локомотив приносит прибыль лишь тогда, когда везет поезд.

Депо обслуживает подходы к двум портам – Усть-Луга (станция Лужская) и Морской порт Санкт-Петербург (станции Автово и Новый Порт). На других участках подобных рисков может быть меньше и, соответственно, показатели по экономии – выше.

– Например, в третьем квартале 2018 года мы смогли сэкономить 14 тонн условного топлива на теплотяге и 83 тыс. кВт.ч электроэнергии на электротяге, – отмечает Андрей Чернаков.

За этот период на выплату премии локомотивным бригадам за экономию ТЭР на электротяге было направлено более 300 тыс. руб., на теплотяге – чуть менее 900 тыс. руб. Премирование за эффективную организацию использования ТЭР предусмотрено и для части ИТР, и руководителей депо.

Как отмечает и.о. главного инженера ТЧЭ-14, на предприятии постоянно организуются разнообразные технические мероприятия для достижения максимально возможной экономии. Для машинистов имеются школы передового опыта, включающие в себя целевые поездки и технические занятия.

Сергей Вершинин, общественный корреспондент «ОМ»