24 января 2019 03:19
фото: иван куртов

Готовность номер один

Порт Бронка может стать хорошей альтернативой терминалу на белорусско-польской границе

В Санкт-Петербурге руководители компании «РЖД Логистика» ознакомили китайских партнёров с возможностями доставки грузов в европейские страны через находящийся вблизи Северной столицы порт Бронка.
Как сообщалось ранее, объём контейнерных перевозок, организованных «РЖД Логистикой» вместе с дочерней компанией Far East Land Bridge (FELB), в первом полугодии этого года составили 49,4 тыс. TEU. Из них основная часть пришлась на маршрут Китай – Европа – Китай. Отметим также, что с января по ноябрь по территории России проследовало 7,5 тыс. контейнерных поездов из КНР. Учитывая многолетнюю тенденцию к росту, в следующем году ожидается увеличение количества составов до 8 тыс.

Известно, что из Китая в Европу грузы идут тремя путями: через Монголию, Казахстан или по территории России, переходя российско-китайскую границу.

– У каждого из этих маршрутов есть свои преимущества и недостатки, – сказала директор по продажам АО «РЖД Логистика» Ольга Степанова. – Но самое важное то, что практически все составы, следуя любым из трёх маршрутов, при пересечении белорусско-польской границы, попадают на терминал в Малашевичах.

По словам Ольги Степановой, возможности этого терминала уже во многом исчерпаны. Он способен обрабатывать по десять пар поездов в сутки, что в нынешних условиях растущего грузопотока уже явно недостаточно. К тому же, Малашевичи находятся достаточно далеко от стран Скандинавии, которые ведут интенсивную торговлю с КНР. Чаще всего из Малашавичей груз доставляют в Германию, а уже оттуда направляют в другие государства.

Добавим, что в последнее время получает развитие маршрут через Калининград. Но у него есть существенный недостаток: часть пути проходит по территории стран Балтии, членов Евросоюза, что значительно повышает стоимость перевозок и увеличивает время доставки грузов.

– Если на дороге образуется затор, нужно искать какие-то другие пути, – продолжает Ольга Степанова. – Мы предлагаем нашим китайским партнёрам воспользоваться услугами современного, обладающего большим потенциалом порта Бронка.

Многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» – самый молодой и быстро развивающий морской порт из девяти находящихся на полигоне Октябрьской дороги. Он приступил к операционной деятельности в декабре 2015 года. Ежегодно объём обработанных грузов увеличивается в среднем вдвое. План дальнейшего развития включает в себя увеличение мощности по обработке контейнерных грузов до 1,4 млн TEU в год, накатных грузов – до 200 тыс. единиц в год.

– Порт Бронка имеет громадный потенциал, поскольку здесь ничто не сдерживает грузы на выходе из России, – заверил генеральный директор АО «РЖД Логистика» Вячеслав Валентик. – Транзитное оформление и перегруз контейнеров с железной дороги на судно в Бронке занимает всего несколько часов, при этом предоставляется возможность консолидировать в одном поезде грузы, следующие в разные точки Европы.

Глубоководный порт расположен вне городской черты Северной столицы, но вблизи существующих промышленных зон. Он подключен к сети как федеральных автодорог, так и к железной дороге. Бронка способна принимать суда длиной до 347 м, шириной до 50 м, осадкой до 13 м.

Так, сегодня Бронка является деловым партнёром производящего бумагу предприятия «Соликамскбумпром», которое находится в Пермском крае и экспортирует свою продукцию в различные страны. Сейчас порт принимает от него по четыре поезда в месяц, между тем как другие порты, с которым прежде сотрудничало это предприятие, могли разгрузить не более трёх.

Пока специалисты не уверены в том, что через Бронку грузы пойдут значительно быстрее. Однако очевидно, что они будут прибывать в согласованные сроки. Это станет возможным в том числе и потому, что почти весь путь пройдёт по территории одной страны – России.

– Если проект будет реализован, Октябрьская дорога готова участвовать как в экспортном потоке, так и в импортном, – уверен заместитель начальника Октябрьского территориального Центра фирменного обслуживания Дмитрий Крюков.

В рамках состоявшейся в Петербурге встречи гости из Китая посетили Бронку, ознакомились с технологией работы порта. Председатель Китайской ассоциации связи и транспорта У Цзинюй отметил, что если данный маршрут займёт не больше 15 дней, а стоимость услуги транзита по новому маршруту останется такой же, как и на традиционных направлениях, это предложение серьёзно заинтересует китайских грузоотправителей.

Возможно, уже в первом квартале следующего года в этот порт прибудет первый грузовой состав из Китая.

Давид Генкин