13 декабря 2018 23:00
фото: архив ЦМЖТ

Железнодорожный остров сокровищ

В каждом музее есть особо ценные экспонаты. У Центрального музея железнодорожного транспорта таких «жемчужин» немало.
– Хочу показать вам уникальный чернильный прибор из полудрагоценных камней и серебра, – рассказывает заведующая отделом фондов Наталия Колташова. – Он был создан специально для преподавателя Института инженеров путей сообщения профессора Николая Аполлоновича Белелюбского. Его идеи по применению отечественного цемента позволили отказаться от покупки этих материалов за рубежом. В ответ благодарная «Русская цементная промышленность» преподнесла ему ценный подарок. Кстати, выполнен он в мастерской Павла Акимовича Овчинникова – бывшего крепостного князя Волконского. Благодаря своему старанию и таланту этот ювелир не только получил вольную, но и открыл свою мастерскую, ставшую поставщиком императорского двора.

Вот серебряный поздравительный адрес – гигантская открытка, вручённая министру путей сообщения Константину Николаевичу Посьету. А вот опять же серебряные лопаточка и молоток, «употреблённые императором Александром II при закладке памятника императрице Екатерине II в 1869 году».

Коллекция музея пополняется примерно на 700 экспонатов в год. И большая часть поступлений – это подарки.

– Нам передали униформу выпускников Института инженеров путей сообщения начала XX века, причём вместе с серебряным знаком, – рассказывает хранитель фондов, – и множество картин кисти известных художников. Буквально вчера музей посетила 80-летняя дама, специально прибывшая из Ростова-на-Дону, чтобы вручить нам ценные документы.

В мире существует и пользуется уважением публики целый ряд железнодорожных музеев. Петербургский, основанный в 1813 году, считается одним из старейших на планете (даже музей в Йорке был открыт спустя 12 лет). Приезжающие к нам европейские специалисты отдают должное российской экспозиции, ведь с нашей коллекцией сложно соревноваться.

Самым ценным сотрудники музея по праву считают паровоз Черепановых, выполненный в масштабе 1:2.

– Это наша реликвия, отправная точка, с которой началась история российских железных дорог, – отметила Наталья Колташова. – Отец и сын Черепановы собрали эту действующую модель в 30-е годы XIX века.

Центральный железнодорожный музей – настоящий остров сокровищ. Вот стоит аппарат связи, по которому главноуправляющий путями сообщения общался с императором Николаем I, а в соседнем зале красуется макет моста через Енисей. В 1900 году этот раритет побывал на Всемирной технической выставке в Париже. И председательствующий в комиссии Густав Эйфель был настолько восхищён техническим решением, что безоговорочно присудил ему золотую медаль.

– У нас хранится 70 тысяч экспонатов, – подытожила нашу встречу сотрудница. – Все они уникальны.

Елена Харламова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31