17 декабря 2018 05:16
фото: иван куртов

От ЧК до ВОХРа

Филиал ФГП ВО ЖДТ России на Октябрьской несёт свою вахту в круглосуточном режиме, обеспечивая транспортную безопасность, охрану объектов, сопровождение и охрану грузов

Ведомственная охрана железнодорожного транспорта была создана в 1921 году по инициа­тиве Феликса Дзержинского, и в течение 97 лет её бойцы обеспечивают сохранность перевозимого груза, защиту объектов и пожарную безопасность железнодорожного транспорта в интересах государства, граждан и компании «РЖД» на всем протяжении стальных магистралей от Калининграда до Сахалина.
На столь ответственном посту сотрудники подразделения сталкиваются со многими трудностями. Даже простая остановка в пути, например, для смены поездных бригад или пропуска состава, может стать поводом для нештатной ситуации. Поясним, что во время остановок стрелок обязан, невзирая на погодные условия и длительность стоянки, находиться у охраняемых вагонов. При этом иногда от локомотива, где во время движения поезда находятся стрелки, до вагона, подлежащего охране, надо идти 15–20 минут по щебёнке, а на улице может быть как +30, так и –25°С.

– У нас был один забавный случай, – вспоминает начальник группы быстрого реагирования филиала ВО ЖДТ России на ОЖД станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Александр Давыдов. – Машинист сказал, что стоянка будет не менее 40 минут. Стрелок направился к охраняемому вагону, в конец состава. До него полчаса идти пришлось. Только он подошёл к вагону, как раздался гудок и поезд тронулся. Мороз –20°С. Хорошо, что второй стрелок был в кабине локомотива: состав без охраны не остался, но наш боец так и отстал от поезда. Конечно, мы сразу вызвали машину на место, забрали его, всё обошлось.

При специфике работы ведомственной охраны недостатка в кадрах нет. Небольшая текучесть вызвана выходом сотрудников на пенсию или в связи с переходом на другую работу по личным и семейным обстоятельствам. Бывает, что желающие пополнить ряды ВОХР не проходят мед­осмотр. Ведь медицинские показатели сотрудников ФГП ВО ЖДТ – одни из основных при приёме на работу. А имеющие доступ к боевому оружию проходят ещё и дополнительное обследование – на наличие в крови наркотических средств, а также проверку по линии МВД.

Каждый день на охрану заступает смена подразделения, несколько групп быстрого реагирования по охране грузов (ГБР) и специальная стрелковая группа (ССГ). Количественный состав групп раскрывать не станем. Основная работа ведётся по обес­печению транспортной безопасности, пресечению появления посторонних людей в парке, обнаружению взрывных устройств или муляжей. Дея­тельность по предотвращению террористических актов осуществляется совместно с органами МВД и ФСБ, при хищении грузов в охраняемых объектах – с транспортной полицией, Уголовным розыском и Следственным комитетом.

В охранном деле, как и в любом другом, для успешной работы нужен опыт, который помогает предпринять те действия, какие молодым и в голову бы не пришли.

– Однажды охранник обнаружил, что вагон-сетка с автомобилями вскрыт, о чём тут же и доложил. Оказалось, с перевозимого автомобиля похищено запасное колесо. Прибыла группа, провели проверку. Искать похитителя! Тут один из давно работавших в ВОХРе предложил посмотреть на «Авито», дескать, не «всплывёт» ли это колесо там. И, правда, буквально через несколько часов злоумышленник выставил колесо на продажу. Мы, выдав себя за покупателей, назначили встречу, убедились, что это «наше» колесо. Оставалось только взять злоумышленника под белы рученьки, – продолжает Александр Давыдов. – Или вот недавно, в конце ноября, выезжала группа в Кириши. Там задержали двоих расхитителей, местных жителей, сливавших из цистерн бензин АИ-92. Всего у них было изъято двенадцать 30-литровых канистр.

Но наибольший интерес у злоумышленников вызывает мед­ный кабель, обеспечивающий работу средств сигнализации и блокировки. Правда, зачастую бывает, что одно только появление представителей вневедомственной охраны отбивает охоту разжиться ценной медью. А если хищение всё-таки произошло, то работники ВОХР злодея всё равно найдут.

– Срезали как-то почти 400 метров кабеля. Наши мгновенно приехали, стали разбираться. Предложили проверить местный пункт приёма цветных металлов, и уже через полтора часа злоумышленники были взяты с поличным, – поделился воспоминаниями Александр Давыдов.

Всего в нынешнем году ГБР проведено 42 задержания, из которых почти половина закончилась возбуждением уголовных дел. У ССГ таких задержаний около пятидесяти.

И, конечно же, как и любая другая охрана, ФГП ВО ЖДТ не обходится без своей кинологической службы. Как правило, собаки работают на охране искусственных сооружений. В их обязанности входит задержание, силовая работа, а также поиск и обнаружение самодельных взрывных устройств. Трудятся здесь, как правило, собаки служебных по­род, но есть одно исключение.

– Прибился к нам щенок 3–4 месяцев, забился в угол, дрожит весь. Мы его покормить решили, так он хлеб кусками глотал. Пожалели, оставили у себя, вырастили, а потом поставили на довольствие. Вырос прекрасным охранником, назвали ВОХРиком – рассказал Александр Давыдов.

Трудная и ответственная работа вневедомственной охраны является неотъемлемым элементом системы железнодорожного транспорта в России, обеспечивающим её безопасность и надёжное функционирование. Действия всех подразделений органично вписаны и в технологию грузовых перевозок, и в систему обеспечения безопасности движения, и другие элементы перевозочного процесса.

Алексей Чумаков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31