17 декабря 2018 05:14
фото: виктор казарин

Между прошлым и будущим

В канун первого дня рождения Музея железных дорог России можно подвести некоторые итоги и наметить новые цели

Символично, что начало движения на первой в России железной дороге и появление на свет нового музея отмечаются в один и тот же день – 30 октября. Разница между этими двумя событиями составляет 180 лет, но они удивительным образом соединились во времени, явив многоликий портрет железнодорожной России. Наше сегодняшнее интервью – с директором Музея железных дорог России Владимиром Одинцовым.

– Сегодня, спустя год после открытия музея, становится очевидным, что идея создания подобного комплекса себя полностью оправдала. Проект, что называется, удался. Владимир Алексеевич, скажите, пожалуйста, каков главный итог этого года и каков его главный урок?

– Главным итогом я считаю то, что музей стал полноправным участником культурной жизни Санкт-Петербурга. Мы вписались в культурную среду, и нас признали посетители. Тот факт, что через наши турникеты за это время прошли более 300 тыс. человек, говорит о многом. И это не может не радовать.

А главный урок таков: мы всё-таки недостаточно активно работали с общественностью, со средствами массовой информации, мы не привлекали к себе внимания, как это делают другие музеи. Если бы мы пустили в ход весь этот арсенал, думаю, показатели посещаемости были бы намного выше.

– С чем связана такая скромность?

– Дело в том, что в настоящее время завершается второй этап создания музея. Мы работаем, как говорят железнодорожники, под колёсами. Как дорога ремонтирует пути, не прекращая движения поездов, так и мы ведём необходимые работы, не прекращая приёма посетителей. К концу года закончится второй строительный этап, и тогда можно будет полностью завершить формирование полноценной экспозиции. Появится большое количество новых мультимедийных инсталляций. Так уже завершено создание карты железных дорог России, сортировочной горки, поста дежурного по станции и многого другого. Когда весь интерактив включится в работу, наш музей вполне можно будет назвать музеем будущего.

– Владимир Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о самых интересных направлениях.

– Думаю, самое интересное будет тогда, когда мы сможем показать не только разнообразие паровозов и вагонов, но и предоставить нашим посетителям возможность находиться в интерьерах подвижного состава. Для этих целей оборудованы почтовый и переселенческий вагоны, пригородные вагоны второго и третьего классов, вагоны «Красной стрелы» и электропоезда «ЭР-200», многое другое. Надеюсь, в будущем на открытой площадке будет смонтировано историческое деревянное здание пассажирского вокзала дореволюционного периода с необходимой инфраструктурой, и каждый сможет почувствовать себя в позапрошлом столетии. Но не будем раскрывать всех секретов.

– Сейчас много говорят об окупаемости музеев и даже об окупаемости культуры. Как Вы к этому относитесь?

– Всё зависит от того, как считать. Если деньгами, то можно выйти на цифры затрат и восполнения потерь путём продажи билетов, и предоставления разнообразных платных услуг. Думается, это не совсем правильно. Сколько стоит, например, имидж компании? Как отследить количество людей, которые, побывав в музее, решили поступать в железнодорожный вуз и связать свою жизнь с дорогой? А наша задача как раз и состоит в том, чтобы, поддерживая имидж компании через культурную составляющую, заниматься проф­ориентацией, то есть рассказывать выразительными средствами о железнодорожных профессиях. И мы видим, какой огромный интерес испытывают наши посетители, особенно подростки. Какой мальчишка не хочет попробовать себя в качестве машиниста!

Интересно, что в Англии, например, все национальные музеи бесплатны для посетителей. Они работают на то, чтобы повысить уровень технической грамотности населения и побудить молодёжь поступать в технические вузы. Ведь научный потенциал через культуру не покажешь, а через технические музеи вполне возможно. В конечном счёте – это работа на государство, которое, в итоге, получает больше, чем вкладывает.

– Совсем недавно в Санкт-Петербурге состоялся координационный совет начальников железных дорог ОАО «РЖД» и часть работы проходила на базе вашего музея. Известно, что среди других проблем на совете рассматривался вопрос сохранения исторического наследия. С чем это связано?

– Это связано с тем, что пришло, наконец, время привести в некую систему все большие и малые структуры, занимающиеся историко-музейной деятельностью. Не так давно при ОЦНТИБ каждой дороги созданы отделы по сохранению исторического наследия. Кроме того, на различных предприятиях существуют комнаты боевой и трудовой славы, небольшие музеи, которые держатся исключительно на плечах энтузиастов. В общей сложности на сети – более 3,5 тыс. таких структур. Всё это необходимо привести к единому корпоративному стилю, создать единую базу данных. Это огромная работа, потому организация её стала предметом рассмотрения на координационном совете. Возможно, через некоторое время последуют конкретные решения. Наш музей в этом смысле впоследствии сможет стать методологическим центром.

– Вошёл ли ваш музей в Союз музеев Российской Федерации?

– Нет, в эту базу мы пока не вошли. Это, с одной стороны, вопрос технических возможностей и наличия финансов, с другой, – организационно-правовой формы нашего предприятия. Возможно, в дальнейшем наш музей из структурного предприятия Октябрьской железной дороги превратится в самостоятельное подразделение ОАО «РЖД». Тогда и будет решаться вопрос о вхождении в музейную базу данных РФ.

На данном этапе мы занимаемся систематизацией своей базы. В наших фондах 21 тысяча экспонатов. В экспозиции находится примерно 3,5 тысячи. Создаются необходимые условия для хранения предметов, недавно заказали новые стеллажи. Продолжается компьютерная обработка поступающих материалов.

– Насколько ваш музей интегрирован в музейное сообщество Санкт-Петербурга?

– У нас сложились очень хорошие отношения со многими музеями города. Музейное сообщество Санкт-Петербурга – это высочайший уровень культуры. И, чтобы нас там приняли, надо работать и работать. Со временем, я думаю, мы станем его полноправными членами. Кроме того, есть желание войти в некоторые международные организации. А самое главное – создать Ассоциацию железнодорожных музеев России и стран СНГ.

– Владимир Алексеевич, как пройдёт в музее день его рождения – 30 октября?

– Вторник – выходной для наших уважаемых посетителей. И мы решили отметить этот первый наш день рождения скромно, по-семейному. Но гости всё-таки ожидаются. Мы пригласили директоров петербургских музеев, многие из них у нас не были. Это будет день знакомства и обмена опытом. Проведём экскурсию, покажем всё, что у нас есть, что планируется на ближайшее будущее. Таким образом, мы отметим оба праздника: один год нашему музею и 181 год железным дорогам России.

Беседовала Татьяна Куценина