14 декабря 2018 22:03
фото: архив ревизорского аппарата ожд

Умный браслет поможет в работе

На железнодорожных переездах в границах Октябрьской дороги в тестовом режиме внедряется интерактивный браслет, информирующий дежурного по переезду о приближении поезда. Система работает на базе глобальной спутниковой навигации, связь обеспечивается на расстоянии до 3,5 тыс. метров.
В перспективе функции устройства будут расширены. Уже сейчас инновационная система контролирует перемещения работников на железнодорожной инфраструктуре и позволяет следить за их физическим состоянием. Если с дежурным по переезду произойдёт что-то, что его обездвижит (работник упадёт и получит травму или на него будет совершено нападение), устройство зафиксирует это состояние носителя и по определённому сценарию включит оповещение для поездов.

Кстати, если бы такие браслеты были введены в полную эксплуатацию, можно было избежать инцидента, случившегося 10 октября на переезде станции Обухово. Напомним, тогда один из водителей, ждавших открытия шлагбаума более 40 минут, зашёл в помещение дежурной и обнаружил её лежавшей на полу. Женщина едва смогла подняться и была не в состоянии отвечать на вопросы. Сотрудники дистанции пути вызвали бригаду медиков. Движение автотранспорта через переезд было введено в норму, однако очевидно – будь у неё браслет безопасности, помощь пришла бы гораздо раньше.

Ещё одной чрезвычайной ситуации, возникшей в феврале этого года, так же можно было бы избежать. Тогда поезд «Ласточка» врезался в автобус, застрявший на переезде в Рощино. Дежурный по станции Зеленогорск поздно сообщил о приближающемся составе дежурному, в результате чего автотранспортное средство, выехавшее на пути на зеленый сигнал светофора, оказалось запертым на переезде внезапно закрывшимся шлагбаумом. К счастью, пассажиры и водитель успели покинуть салон до столкновения.

Разработчики обещают, что к концу года браслет будет осуществлять и систему обратной связи по воздействию на устройства автоматики. То есть при возникновении нештатной ситуации с помощью интерактивного наручного гаджета можно будет дистанционно включать заградительную сигнализацию на переезде.

В качестве примера можно привести следующий сценарий: на путях застрял автомобиль, дежурный помогает водителю и пассажирам преодолеть переезд, и в этот момент приходит сигнал о приближении поезда. Дежурный может не возвращаться к пульту, а нажав комбинацию кнопок на браслете, передать сигнал машинисту об опасной ситуации и включить сигнал кодирования, чтобы сработала система автостопного торможения. Обычно в экстренных ситуациях счёт идёт на секунды, и времени на то, чтобы освободить переезд от автомобиля, а затем добежать до пульта управления, для пред­отвращения столкновения дежурному не хватает. Поезд может уже вступить на участок приближения, который не восприимчив к командам закрытия, либо тормозной путь оказывается менее одного километра. Использование браслета этих проблем поможет избежать.

Пока что в Санкт-Петербурге дежурные лишь небольшого количества переездов снабжены наручным устройством. Но если система слежения докажет свою эффективность, то её будут постепенно внедрять на всём полигоне.

Алексей Фёдоров