16 декабря 2018 03:47
фото: виктор казарин/пресс-служба ожд

Вернулся!

Паровоз серии «СУ» был символом пассажирских перевозок советского времени

В Санкт-Петербурге в сквере эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский открыли памятник-паровоз серии «СУ», посвящённый героическому труду паровозных бригад в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.
В торжественной церемонии, приуроченной к 15-летию со дня образования ОАО «РЖД», приняли участие руководители и сотрудники Октябрьской железной дороги, ветераны отрасли и представители комитета по молодёжной политике.

Таких «Сушек», как в ТЧэ-8, из нескольких тысяч сохранилось чуть больше десятка. У машины родные колёса, топка и котёл. Этот паровоз в качестве музейного экспоната, уже стоял в сквере предприятия в течение нескольких лет. Весной нынешнего года его отправили на реконструкцию, и деповчане, спешащие утром на работу мимо осиротевшего участка пути, где находилась легендарная «Сушка», с нетерпением ждали возвращения железного любимца.

Паровоз серии «СУ» стал символом пассажирских перевозок советского времени. Спроектированная на базе русского паровоза С8 инженером-паровозостроителем Константином Николаевичем Сушкиным, новая серия получила название «СУ», что значит «сормовский усиленный»: паровозы выпускали под городом Горьким, на заводе «Красное Сормово». Благодаря внесенным в его конструкцию существенным усовершенствованиям этот локомотив по большинству параметров превзошёл своих предшественников.

Так волею судьбы в имени этой машины оказалось запечатлена память о её создателе. Машинисты называли эти паровозы «Сушкой» или «Сухарём».

Это были самые распространённые пассажирские локомотивы в России, и ни одну серию паровозов не строили в таком количестве: с 1925 по 1951 г. разными заводами было выпущено более 2680 паровозов СУ четырёх модификаций.

– Настоящая рабочая машина: при мощности 1400 л.с. паровоз был одним из самых экономичных в мире, при этом отличался «всеядностью», то есть мог работать на угле любого качества, – характеризует «Сушку» председатель Всероссийского общества любителей железных дорог Алексей Вульфов. – Эти паровозы возили до 15 вагонов, и в годы Великой Отечественной использовались чаще всего в санитарных поездах, так как могли пройти по любым, даже полуразрушенным снарядами путям.

Выносливая «Сушка» имела проектную скорость 115 км/ч, в послевоенных моделях её повысили до 130. Тяговое плечо этого паровоза доходило до 400 км! В годы войны и послевоенное время помощниками машиниста – кочегарами – часто бывали девушки, и их ставили именно на модели серии «СУ», так как для пассажирских поездов уголь давали получше, и топка у экономичной машины была чуть меньше, чем у других паровозов.

Верой и правдой прослужив отечественным железным дорогам и советским людям в течение четверти века, в середине 1950-х годов «Сушки» стали вытесняться новыми локомотивами П36.

– Мемориальный локомотив СУ252-95 реконструи­рован и установлен для сохранения памяти о самоотверженном труде, выдающихся производственных достижениях и беспримерных подвигах работников отечественных железных дорог, – подчеркнул заместитель начальника ОЖД Игорь Наталенко.

После торжественного митинга в память о колоссальном труде и выдающихся производственных достижениях паровозных бригад железнодорожники возложили к паровозу-памятнику венок и цветы.

Светлана Канаева