25 сентября 2018 07:47
фото: Кирилл Казачинский

«Эрмитаж» с техническим уклоном

Уникальная коллекция мостов собиралась более двухсот лет

Этот музей называют техническим Эрмитажем. При виде его коллекции специалисты с разных концов страны только ахают и разводят руками. Все знают, что Центральный музей железнодорожного транспорта в сентябре празднует своё 205-летие. Однако большинство петербуржцев даже понятия не имеет о факте существования одного из его уникальных филиалов.
Цепи не только украшали
Речь идёт о Музее мостов. С 1992 года он скромно располагается на территории Мостоотряда № 19 в Красном Селе. И посетители в его залах немногочисленны. А ведь экспонаты, содержащиеся здесь, по-настоящему уникальны.

– Мы экспонируем около 60 мостов, созданных в основном в XIX веке, – рассказывает сотрудник музея Елена Асташова. – Первые экспонаты были изготовлены в 1813 году.

За более чем двухсотлетнюю историю собрана уникальная коллекция, которая сегодня частично представлена на постоянно действующей выставке «Отечественное мостостроение». Она сразу приковывает к себе внимание. Здесь железнодорожные мосты и шоссейные переправы, портреты, макеты и фотографии, рисунки древних мостов времён Римской империи, модели многих петербургских строений. Только вот выглядят последние несколько непривычно.

– Как известно, в Санкт-Петербурге практически не осталось цепных мостов, – продолжает Елена Асташова. – Теперь цепи выполняют разве что эстетическую функцию (исключением является Поч­тамтский мост). Но сто лет назад всё было иначе. А так как представленные у нас модели повторяют изначальный облик сооружений, то посетители могут видеть, например, как выглядели Египетский и Пантелеймоновский мосты в первой половине XIX века.

Какая всё-таки красота – мосты, обрамлённые тяжёлыми цепями! Эта деталь, как украшение на женской шее, никогда не бывает лишней. Жаль, что в случае с Египетским мостом архитектурные изыски подвели своих создателей. То ли из-за усталости материалов, то ли, как нас учили в школе, из-за резонанса, мост рухнул 20 января 1905 года на лёд Фонтанки. И только по счастливой случайности никто не пострадал. А переправа, созданная позднее, была уже без цепей.

Мечта Кулибина
Стены Музея мостов украшают портреты великих инженеров, создававших эти сооружения. Есть здесь и модель моста работы Алексея Львова – автора гимна «Боже, Царя храни!». Многие знают Алексея Фёдоровича как руководителя Придворной певческой капеллы в 1837–1861 годах. Но этот человек был не только гениальным музыкантом, но и одарённым инженером. На выставке «История оте­чественного мостостроения» в Красном Селе демонстрируется модель моста, построенного через Ложитовский ручей в 1821 году. Этот экспонат напоминает, что после окончания Института корпуса инженеров путей сообщения, Алексей Львов успешно работал инженером-путейцем. За свои заслуги на этом поприще он был произведён в чин капитана и награждён орденом Св. Владимира IV степени, дважды был пожалован бриллиантовыми перстнями.

Музей хранит память и о проектах, которые никогда не будут воплощены. Среди них творение швейцарца Альдона. Ажурная деревянная модель однопролётного моста через Неву была создана в 1762 году. Но, увы… оригинал длиною в 300 метров так и не увидели горожане. Создание этой переправы было признано нецелесообразным.

– Главной реке Петербурга вообще везло на нереа­лизованные проекты, – продолжает свой рассказ Елена Асташова. – Вот гравюра с изображением моста гениального механика Кулибина. Этот мастер был настолько увлечён идеей создания моста, что собрал тридцатиметровый аналог будущего сооружения. Мало того, он даже провёл испытания модели. Разместил свою работу возле Академии наук: положил на неё груз, да еще пригласил академиков взгромоздиться сверху. Модель не подвела, выдержала. Мастер даже подготовил описание, необходимое для создания настоящего моста. Но и эта идея не получила воплощения.

К слову, прожил Иван Петрович Кулибин более 80 лет, и до конца его дней мечта создания моста через Неву не покидала выдающегося механика.

До последней заклёпки
До нас дошли и имена авторов некоторых моделей. Часть экспонатов – это не только инженерные, но ещё и ювелирные произведения, многие из которых создавались дольше своих гигантских собрать­ев. Так, например, создание Благовещенского моста длилось восемь лет, а его модели – двенадцать.

– Как правило модели появлялись раньше больших мостов, – объясняет Елена. – Сначала создавались они. Причём на их изготовление шли те же материалы, что и на полноразмерные сооружения. Их демонстрировали комиссии. Затем модели отдавались строителям, чтобы те вернее понимали замысел авторов. И лишь потом, когда всё было готово, миниатюрные прототипы переезжали в музей. Прошу заметить, в нашем музее не макеты, а именно модели. То есть точные копии настоящих мостов, соответствующие им до последней заклёпки.

Со всего света
Санкт-Петербург по праву носит звание города мостов. Их у нас насчитывается более четырехсот. А у Центрального музея железнодорожного транспорта России в коллекции представлены шедевры со всего света. И если способ поступления отечественных моделей в эти стены ясен, то как очутился здесь, например, Женевский мост – становится понятным не сразу.

– Это был мост на проволочных канатах, – комментирует экскурсовод. – Техническое решение для той поры неординарное. А так как Институт Корпуса инженеров путей сообщения готовил элиту дореволюционной России, модель была куплена студентам для изучения. Ведь это было чудо техники!

«Фантастическая экспозиция!»
В мостах определённо есть что-то мистическое. Они связывают берега, объединяют тех, кто живёт по разные стороны реки.

– У наших мостов поразительная аура, – убеждена Елена Асташова.

Часовая экскурсия по музею в корне меняет само отношение к мостам. Когда они уменьшаются до такого размера, что можно оценить их пропорции, тогда изящество сооружений становится особенно очевидно.

Как в большинстве музеев, здесь есть книга отзывов. И как же не полистать её страницы? Вот что пишут посетители: «Фантастическая экспозиция! Уникальные экспонаты на уровне лучших мировых музеев», «Такие музеи нужны, как взрослым, так и молодому поколению, которое ещё не выбрало профессию». Или вот такой отзыв: «Спасибо за труды во благо Отечества. Успехов и процветания!». И подпись – глава Российского императорского дома государыня Мария Владимировна.

Посетившие Музей мостов преподаватели высших учебных заведений, специалисты по проектированию и строительству мостов со всей страны, выразили общее мнение: с данными моделями непременно нужно знакомить студентов технических вузов, чтобы они могли лучше изучить историю архитектуры и мостостроения.

Станут ли слова профессоров пророческими, покажет время. А вот то, что 22 сентября на площадках Мостоотряда № 19 соберутся творческие граждане на фестиваль «МОСТ поэтов, которые поют», известно доподлинно. И есть серьёзное подозрение, что тему мостов в своих произведениях они не обойдут.



Елена Харламова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30