20 сентября 2018 09:29
фото: архив предприятия

Апгрейд теплообменника

Продуманная инновация позволяет сберечь топливо, воду и деньги

На Великолукском территориальном участке Октябрьской дирекции по ­тепловодоснабжению успешно оптимизирован процесс выработки тепловой энергии.
Этот проект был запущен в рамках реализации инициатив по сокращению производственных затрат за счёт ресурсосбережения, экономии топливно-энергетических ресурсов и внедрения технологий бережливого производства.

Кураторство осуществлял первый заместитель начальника Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению Александр Ковалёв. Идея же принадлежит начальнику Великолукского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснажению Игорю Кондратьеву. А реализовали её сотрудники его подразделения: главный механик Владимир Андроненков, начальник ПТО Игорь Глухов, ведущий экономист Марина Болтик, ведущий инженер Надежда Шатрова, инженер I категории Ольга Глухова и мастер участка производства Алексей Тиханов. Именно они сформировали технические решения и оформили их по стандартам бережливого производства.

– До внедрения проекта наша котельная на станции Великие Луки напрямую не подавала горячую воду потребителям, то есть локомотивному депо станции Великие Луки, – рассказал Игорь Кондратьев, – Подогрев воды для нужд депо происходил за счёт подачи насыщенного пара в змеевик аккумуляторного бака горячего водоснабжения с последующим его нагревом. При этом возврата конденсата не было. Пар подавался постоянно вне зависимости от потребности. Поэтому перерасход воды превышал три тысячи кубометров в год.

Идея заключалась в том, чтобы поставить в котельной пластинчатый пароводяной теплообменник. Это позволило исключить потери, связанные с невозвратом конденсата и снизить расход топлива и воды.

Также снизился расход тепловой энергии для приготовления горячей воды. Дело в том, что через теплообменник осуществляется постоянная циркуляция теплоносителя и при отсутствии водоразбора в контуре горячего водоснабжения подача пара на теплообменник прекращается, потому что закрывается паровой запорный клапан перед теплообменником.

Если водоразбор увеличивается и температуру горячей воды нужно повысить, запорный клапан, благодаря связи с датчиком температуры, открывает подачу пара на теплообменник. Весь конденсат от пластинчатого теплообменника отводится в деаэратор.

Реализация проекта позволила добиться сразу трёх важных результатов. Во-первых, теперь исключены потери воды и тепловой энергии, связанные с невозвратом конденсата и постоянной подачей пара в аккумуляторный бак горячего водоснабжения. Во-вторых, повысилась надёжность системы, соблюдается и выдерживается температурный график подачи горячей воды потребителю. В-третьих, исключены потери тепловой энергии на паропроводе при транспортировке пара.

Пластинчатый пароводяной теплообменник использовался, но при реконструкции был демонтирован и находился в резерве. А теперь он будет эксплуатироваться в депо и приносить пользу.

Но не всё сразу заработало.
– У нас были сложности с давлением горячей воды, происходили скачки на подающей магистрали, – сообщил Игорь Кондратьев. – Но эту проблему быстро решили, установив редукционный клапан на линии исходной воды.

Сегодня проект полностью реализован. Он подтвердил все расчёты. Оборудование работает, горячее водоснабжение подается потребителям по новой проектной схеме в соответствии с температурным графиком.

По итогам прошлого года экономия от внедрения усовершенствованной технологии в котельной на станции Великие Луки составила 193,6 тонны топочного мазута и 3447 кубометров воды. В итоге  экономический эффект – 2 млн 638 тыс. рублей.

– Пока сложно предсказать, какой эффект будет по итогам текущего года, отопительный сезон только начинается. Но у нас есть все основания надеяться, что экономический эффект в этом году будет сопоставим с прошлогодним, – отметил куратор проекта, первый заместитель начальника Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению Александр Ковалёв.

Сейчас материалы о проекте находятся на рассмотрении в Центральной дирекции по тепловодоснабжению. Проект признан годным к тиражированию на сети дорог. Дальнейшее его внедрение на других дорогах, по-видимому – вопрос времени.

– Мы готовы поделиться опытом с коллегами и подробно всё рассказать специа­листам с других дорог. При необходимости разъясним и технические, и организационные вопросы, – заверил Игорь Кондратьев.

Полина Венедиктова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30