14 ноября 2018 07:19
фото: личный архив виктора шумилова

«Это на счастье!»

Об открытии детской железной дороги и своей судьбе рассказывает один из её первых воспитанников

Много лет назад в празднике открытия Малой Октябрьской железной дороги участвовали как взрослые железнодорожники, так и целая армия мальчишек и девчонок – тогдашних первых учеников. Среди них был и ныне почётный железнодорожник Виктор Шумилов.
– В тот день шёл дождь, – вспоминает Виктор Ильич. – Мама посмотрела в окно и сказала: «Это на счастье!». И правда, это был какой-то очень радостный день. Помню, много народу на станции «Кировская». Все под зонтиками, в плащах. Звучит музыка. К назначенному часу наша бригада была уже на местах. Ребята – в вагонах, я – красавчик-кондуктор – в хвосте. Поезд пошёл. Одновременно навстречу отправился состав со станции Озёрная. Ехали до станции Зоопарк. Там у нас было скрещение.

Дети, севшие в вагоны 70 лет назад, были обычными послевоенными подростками. Не был исключением и Виктор Шумилов. – Я родился 7 августа 1935 года, – рассказывает он. – Захватил кусочек блокады, потом меня по Дороге жизни вывезли в эвакуацию в Омскую область. Вернулся в Ленинград после окончания войны, жил с мамой у Балтийского вокзала на проспекте Огородникова. А в 1947 году к нам в школу пришёл железнодорожник. Рассказывал о том, что во Дворце пионеров на Фонтанке открываются курсы юных железнодорожников. Я, конечно, отправился посмотреть. Нас оказалось 80 человек.

Для детей 40-х годов эти курсы казались началом совсем другой – спокойной, послевоенной жизни. Да и сами занятия не были похожи на школьные уроки: никто не подгонял, не ругал.

– Нам, ребятишкам, самим очень хотелось всё попробовать, всё понять, – рассказывает Виктор Ильич. – Слушали лекции железнодорожников, ездили на Литейный – смотреть на макет паровоза.

Не лишне будет добавить, что многие ребята тогда буквально жили во Дворце пионеров. Например, сам Шумилов, кроме железнодорожного кружка, успевал ещё в театральный и на футбол. Кстати, своим первым детским увлечениям он остался верен всю жизнь: и железная дорога, и футбол были с ним рядом всегда. Но об этом – потом. А пока – о том, самом первом, выпуске.

– Знаете, что стало наиболее ярким воспоминанием тогдашних школьников об их обучении на детской железной дороге? Ни за что не догадаетесь, – улыбается наш собеседник. – Нам выдали железнодорожную форму! И мы, пацаны и девчонки голодного послеблокадного города, чувствовали себя в этой одежде героями. Во время блокады мы съели мои сандалии, затем мама сварила портупею. А тут – фуражка, плащ с погончиками. Едем в трамвае – на нас все оглядываются. Для 1948 года это было в диковинку. Мы – дети ещё, а едем на работу. Это же была уже настоящая взрослая жизнь!

Форма – самое яркое воспоминание той поры. Но, понятное дело, не единственное. Было и такое: когда подъезжали к станции Зоопарк, поезд шёл так медленно, что некоторые мальчишки успевали спрыгнуть с подножки, добежать до ближайшего огорода и вернуться в состав. Кто с морковкой, кто с огурцом…

В августе 1948 года Вите Шумилову было 12 лет. В таком возрасте он мог рассчитывать только на должность кондуктора. До всего остального, как говорится, ещё нос не дорос. Но хотелось-то быть машинистом! Самому водить состав. Время шло, Виктор учился. И добился своего. Стал сначала помощником машиниста, потом машинистом. Он был счастлив и горд своей новой должностью. Как оказалось, даже чересчур.

– Когда я был на третьем курсе техникума, – вспоминает Виктор Ильич, – ко мне подошёл начальник детской дороги Павел Шашин и сказал: «Ты, Виктор, хороший парень, но мешаешь пионерам обучаться: захватываешь паровоз, не даёшь им водить». А тогда ещё не было никакого расписания, кто первый пришёл, тот и водит. «Нет, мы тебя не гоним, что ты! Просто торжественно отправляем на пенсию». Представляете – пенсия в 16 лет?! Я плакал. Но начальник оставил мне моё удостоверение, которое я храню до сих пор.

Удостоверение железнодорожника – не единственный артефакт той поры. Есть ещё вырезка из газеты «Комсомольская правда» 1948 года, где на фотографии Виктор Шумилов – беззаботный, двенадцатилетний пацан, стоящий на подножке поезда. Всё это железнодорожник бережно сохраняет как самую дорогую сердцу память.

Недавно Виктору Ильичу исполнилось 83 года. Событий за это время произошло – и не перечесть. Однако вся его жизнь была связана с железной дорогой. Окончил техникум железнодорожного транспорта, был капитаном команды «Локомотив», служил в армии в железнодорожных войсках, поступил на вечернее отделение ЛИИЖТа…

– А потом придумал одну такую штуку, что меня забрали в службу локомотивного хозяйства старшим инженером, – говорит он. – Вообще, кем я только не был: слесарем, сварщиком, машинистом тепловоза…

В 1960-х годах Шумилов возглавил сначала дорожное общество «Локомотив», а потом 10 лет РФСО «Локомотив». К тому моменту, когда ему предложили перебраться в Москву, первая жена умерла, а дети от этого брака выросли, обзавелись своими семьями. Поэтому в столицу Виктор Ильич отправился один.

Сейчас он возглавляет Комитет спорта. Помните, как в юности его «отправили на пенсию» в 16 лет? Теперь судьба, видимо, компенсирует те детские переживания.

– С работы пока не отпускают, – делится железнодорожник. – Руководитель говорит: «Мне не возраст важен, а башка. Пока голова у тебя соображает. Так что работай!».

В свободное время пишет книги. В его арсенале 13 выпущенных и ещё две – «на выданье», ждут своего часа. Причём произведения написаны на самые разнообразные темы и в самых разных жанрах. В первую очередь речь, конечно, идёт о «Локомотиве» (Шумилов – признанный историк клуба, к которому нередко обращаются за консультациями). Много произведений Виктора Ильича – о любви. И не только к женщинам, но и к профессии.

– Жизнь всех моих родных так или иначе связана с Октябрьской железной дорогой, – говорит он. – У меня четыре сына: два родных и два приёмных. Один из приёмных окончил МИИТ, работал в ОАО «РЖД», потом ушёл на метрополитен. В любом случае, наш – железнодорожник. Второй приёмный учился в московском железнодорожном техникуме. Внук – в ЛИИЖТе. Дочка окончила медицинское училище Октябрьской железной дороги. Жена моя первая вместе со мной окончила железнодорожный техникум.

К слову, о детях. День рождения младшего сына Шумилова приходится как раз на 27 августа. Парню исполняется 26 лет. Однако в этот день папа обязательно будет в Северной столице. Ведь нельзя же пропустить такой юбилей!

– С тех, детских времён у меня осталось уже не так много приятелей, – говорит Шумилов. – Лет-то нам уже сколько? Люди уходят… Но с одним из моих друзей – Николаем Зориным – мы приедем на праздник вместе. Мы с ним мальчишками на пару ходили на занятия на детской дороге, в 1950 году вместе сели за одну парту в железнодорожном техникуме, дружили семьями и продолжаем общаться теперь.

Память о детской дороге Виктор Ильич пронёс через всю жизнь. Приезжал на юбилеи, отслеживал о ней новости в прессе.

– За публикациями я всегда слежу, а некоторые даже собирал, – говорит он. – Расстраивался, когда от дороги отрезали километры пути. Радовался, когда они возвращались. Интересовался появлением новых станций. Хотя не всегда был согласен с их названиями. Что это за имена для станций – Губернаторская, Императорская? Мне кажется, что гораздо правильнее было бы назвать станцию именем Бориса Саламбекова – в честь человека, который эту дорогу открывал. Или в честь 9 мая, чтобы помнили Победу. Ещё можно назвать Зенит. Чтобы футбольная команда города взяла шефство, помогала детям.

Но, как говорится, споры – дело житейское. Важно, что на предстоящие торжества выпускники разных времён приедут со всех уголков страны поздравить дорогу с юбилеем, сказать ей добрые слова, прочитать стихи, пообщаться, вспомнить юность. Если мысленно собрать всех, то за семь десятилетий таких людей наберётся десятки тысяч, А это уже целая армия. Армия самых пламенных железнодорожников, верных стальным магистралям с детских времён.

Елена Харламова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31