16 декабря 2018 05:15
фото: архив предприятия

Приём вагонов сделали электронным

Проект «Мобильное рабочее место приёмщика вагонов» экономит не только время, но и деньги

С середины прошлого года служба вагонного хозяйства Октябрьской дирекции инфраструктуры реализует проект «Мобильное рабочее место приёмщика вагонов», которое позволяет существенно снизить трудозатраты и даёт весьма ощутимый экономический эффект.
– Идея создания электронного мобильного места родилась в начале прошлого года, когда изменился порядок допуска вагонов на инфраструктуру, и вышло новое распоряжение ОАО «РЖД» о порядке организации этой работы, – рассказывает главный инженер службы вагонного хозяйства Александр Иванов. – Нам был нужен документооборот, увязывающий отношения между службой вагонного хозяйства, вагоноремонтными предприятиями и движенцами (станцией, на которой базируется ремонтное предприятие). Например, пока мы не подтвердим, что отремонтированный вагон может выйти на инфраструктуру, он не может выйти на станцию даже с тракционных путей ремонтного предприятия, на которые выставляются вагоны после планового или текущего ремонта. И вот все эти взаимоотношения оформляются соответствующим пакетом документов.

При этом передача документов осуществлялась «вживую», а это дополнительные затраты времени, так как приёмщику вагонов приходилось ходить от одного предприятия к другому: сначала нужно было вручную оформить документацию, потом подписать её в ВРК и отнести на станцию. И только тогда вагон получал возможность выйти на пути общего пользования. Разумеется, что при такой технологии движения документов периодически случались ошибки в заполнении и приходилось всё делать заново.

Чтобы избежать лишних трудозатрат, в начале 2017-го в службе вагонного хозяйства решили связать этот процесс единым информационным потоком и автоматизированной системой: чтобы документы формировались автоматически в программном обеспечении и в электронном виде передавались участникам с электронной цифровой подписью.

Разработкой приложения занимался Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС). Служба вагонного хозяйства поставила задачу, а команда разработчиков под руководством Александра Манова её реализовала в виде нового программного обеспечения.

В режиме опытной эксплуатации оно работает на ОЖД уже около года. За это время система дорабатывалась и совершенствовалась. Например, приём­щики встречались с разработчиками и рассказывали о том, что им удобно, а что нет. В частности, сначала осмотрщики пользовались планшетами, но так как они носят с собой ещё и измерительные инструменты, то оказалось, что работать с приложением им всё же удобнее в более компактном электронном устройстве – смартфоне. Кроме того, в первой версии приложение работало без возможности фотографировать ту или иную деталь. Теперь же все неполадки можно зафиксировать визуально, и доказательная база для каждой обнаружившейся неисправности стала обширнее. Сама база данных тоже сначала была маленькая, но по мере накопления материала разрасталась. Сейчас она располагается на новом мощном сервере, который находится на территории НИИАСа.

– В акте допуска 62 критерия для всех типов вагонов, дополнительно – девять критериев для транспортёров и пять – для изотермических вагонов, - посвящает в подробности новой технологии инженер службы вагонного хозяйства по автоматизированным системам управления Андрей Смутин. - Приёмщик вагонов должен «пройтись» по ним – проверить и замерить. Если он принимает вагон по всем критериям, то делает отметки в приложении смартфона. После этого акт допуска создаётся автоматически и расходится на рабочие адреса электронной почты участников процесса – диспетчера службы вагонного хозяйства, руководителя вагоноремонтной компании, станционных работников и самого приёмщика. Если приёмщик не принимает вагон, руководитель ВРК видит по данным и прикреплённой фотографии по какому критерию вагон не принят и уже на следующий день организует разбор ситуации и необходимую наладку. То есть вагон подаётся обратно на ремонтное предприятие для устранения несоответствий, а затем повторно предъявляется приёмщику. Также в системе есть общая база данных принятых вагонов по каждому приёмщику. До внедрения системы эти данные собирались на бумажных носителях. Сейчас процесс упростился: если нужно найти документы по определённому вагону, участник процесса просто набирает его номер в строке поиска и видит, кто принял, по каким критериям, с какого раза. Всё это легче делать прямо на путях с помощью телефона: осмотрел вагон, поставил галочки и отправил информацию. Акт допуска отправляется в электронном виде с помощью приложения.

Каков полученный эффект от этого нововведения? При переходе на автоматизацию с использованием мобильных электронных устройств непроизводительные затраты времени уменьшились на один час в день. Общий же годовой экономический эффект составил 913 800 рублей.

Сейчас в планах службы сделать возможной отправку информации в уже внедрённые информационные системы ОЖД и сети (например, АСУ-Депо), а не только локально рассылать её на электронные почтовые ящики. Но эта часть программы будет реализована после ввода системы в постоянную эксплуатацию. А пока проект находится на рассмотрении Управления вагонного хозяйства ЦДИ, которое решает вопрос о тиражировании этого опыта на всю сеть.

Полина Венедиктова