21 ноября 2018 16:39
фото: наталья александрова

Стальной десант

Ветеран-железнодорожник Василий Илика ежегодно в начале августе отмечает сразу два праздника

В августе председатель совета ветеранов эксплуа­тационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский (ВЧД-6) Василий Иванович Илика отмечает сразу два дорогих его сердцу праздника: День воздушно-десантных войск и День железнодорожника. И с тем, и с другим у него многое в жизни связано.
В родном вагонном депо он проработал 48 лет – от осмотрщика вагонов до старшего мастера ПТО. Можно представить, сколько дефектов, которые могли создать серьёзную угрозу безопасности движения, обнаружил ветеран почти за полвека своей работы.

В 1976 году старший осмотрщик Василий Илика был награждён медалью «За трудовую доблесть». Под его руководством бригада из 18 человек вышла в лидеры: повысилось число нахождения браков, возросло количество обработанных поездов за смену, улучшилась трудовая дисциплина. А вскоре коллектив занял второе место по МПС – невероятный результат в масштабах огромной страны. За это достижение в 1979 году его наградили высокой государственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени, а всех работников поощрили премией.

– Василий Иванович, в достижении таких результатов чего было больше в ваших методах – «кнута» или «пряника»?

– «Кнута» не было. Было доброжелательное, человеческое отношение к людям, тем более многие работники в бригаде были участниками Великой Отечественной войны. Прикреплял молодёжь к опытным мастерам. Сам всегда был рядом, постоянно участвовал в рабочем процессе. Длина парка – километр, и я, как челнок, проходил его за смену множество раз. В свободную минуту старался найти возможность с каждым поговорить, расспросить о жизни. Когда знаешь, что волнует человека, – это очень помогает в работе. У кого-то в семье проблемы, заболел кто-то из домашних… Отпустишь немного пораньше – конечно, не в ущерб безопасности движения поездов – и в итоге получишь взамен больше: добросовестный труд и желание не подвести командира.

Много лет рядом с ним трудилась осмотрщиком и супруга Зинаида Александровна – за её плечами 36 лет работы в вагонном хозяйстве. Тогда на должностях осмотрщиков, слесарей-смазчиков женщин работало немало. Зинаида Александровна была награждена знаком МПС «Почётному железнодорожнику», который ей торжественно вручили в Москве. Многие годы супруги вместе, и сейчас, на заслуженном отдыхе, часто вспоминают свои рабочие будни.

Были в практике Василия Ивановича и нештатные ситуации. Однажды на станции Ленинград-Сортировочная-Московская загорелась теплушка. На соседних путях, справа и слева, стояли цистерны с бензином, соляркой, мазутом. Сопровождающего на месте не оказалось. Василий Илика остался один на один с огнём, который уже вырывался наружу. Он не растерялся, расцепил состав и сообщил о происходящем дежурному по станции, чтобы срочно убрать с путей горящий объект в безопасное место, подальше от вагонов с легковоспламеняющимся грузом и туда, куда мог бы подъехать пожарный поезд. Сначала дежурная не поняла серьёзности ситуации – пришлось использовать силу убеждения, чтобы объяснить всю опасность происходящего. Благодаря оперативным действиям Василия Ивановича, ЧП удалось избежать. За этот случай его наградили премией.

Кстати, отличился Василий Илика не только на трудовом поприще, но и на военном. Служба в армии в воздушно-десантных войсках дала серьёзную закалку на всю жизнь. Главные принципы в ВДВ – порядочность, профессионализм, чувство локтя, а у командиров ещё и умение создать коллектив и мотивировать его, нацелить на решение необходимых задач.

– Учения проводились в самых разных республиках Советского Союза. В казармах не сидели: в палатках зимой и летом, – кратко рассказывает Василий Иванович о службе.

За плечами у него – 24 прыжка с парашютом. Первый – с борта АН-2 – не забудется никогда: две минуты парения в абсолютной тишине. Потом прыгать приходилось с разной высоты – и с 800, и с 1800 метров. Приземления были тоже разными – и в болото, и в воронку, оставшуюся со времен войны.

А голубые береты – главный символ «крылатой гвардии» – тогда только ввели, и первый год службы Василий Иванович с товарищами носили фуражки и пилотки. Потом, когда он пришёл работать на железную дорогу в депо, в коллективе было всего три десантника. Один из них, представитель старшего поколения Иван Иванович Григорьев рассказывал, как прыгал с парашютом… ещё из корзины аэростата!

По стопам Василия Ивановича пошёл и сын Дмитрий. Тоже проходил службу в воздушно-десантных войсках, бывал в горячих точках. После окончания ПГУПСа работал на Октябрьской магистрали. Внук учится в ПГУПСе, продолжает железнодорожную династию.

Несколько лет 69-летний Василий Илика возглавляет Совет ветеранов ВЧД-6. На учёте ветеранской организации – около 600 человек, живущих и в Петербурге, и в Великом Новгороде, и в Приозерске, и в Выборге. Есть среди них участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, блокадники, узники концлагерей. Им – первое внимание. Проезжая мимо даже по своим личным делам, Василий Иванович обязательно заглядывает навестить, справиться о делах и здоровье.

– У старшего поколения многому можно поучиться. В первую очередь, терпению и добродушию, – говорит он. – А молодому поколению хотелось бы передать главную традицию – дружбы с коллегами, которая очень помогает в работе. Без крепких товарищеских отношений не получится сплочённого коллектива. Настоящая бригада с хорошими производственными показателями будет только тогда, когда все друг за друга горой.

Наталья Александрова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31