18 сентября 2018 16:33
фото: иван куртов

Рельсы из... золота

Железная дорога – это особая страна, где есть свои герои, правила и рекорды

О железной дороге обычно говорят, как об особой стране, где есть свои герои, правила и рекорды. И это, действительно, так. Судите сами.
• Например, знаете ли вы, что в 1830 году Америке состоялось первое соревнование американского паровоза Тom Тhumb (в переводе «Мальчик-с-пальчик») с конным экипажем. Маршрут происходил от населённого пункта Райлиз Таверн до городка Балтимор. К своему величайшему стыду вскоре после старта «Мальчик-с-пальчик» сломался. Победу одержал экипаж, запряжённый лошадьми, а поезд до финиша так и не доехал.

• В России в это время с поездами была связана своя интересная история. Когда в 1851 году между Петербургом и Москвой был запущен первый поезд, он три дня курсировал бесплатно: все боялись даже близко подходить к этой «страшной штуке». Не то что в неё заходить.

• Сейчас общая длина железнодорожных линий на территории России –85,2 тыс. км. Много ли это? Очень много. Для наглядности: если все российские рельсы выложить вдоль экватора, то их хватит на два круга. И даже немного останется.

• На железной дороге работают люди, наделённые немалыми талантами. Знаете, каким качеством должны обладать вагонники? Ни за что не угадаете! Идеальным музыкальным слухом. Ведь по изменению звука они должны определять неисправность колёс.

• Некоторые станции и участки и у нас в стране, и за рубежом имеют «говорящие» названия. Возьмём станцию «Половина», её имя говорит само за себя: от неё одинаковое расстояние, как до Москвы, так и до Владивостока. Кроме того, в Кировской области есть станция с необычным названием – Безбожник, а в Красноярском крае – Сон (в честь реки с одноименным названием, протекающей неподалеку). В Украине около посёлка Клевань живёт и здравствует трёхкилометровый отрезок железной дороги, который именуется «Тоннелем любви».

• Интересности сопровождают железную дорогу на каждом шагу. Когда группа немецких инженеров обследовала Панамский перешеек в целях строительства трансамериканской железной дороги, она вынесла весьма оригинальное и даже неожиданное решение. А именно: рельсы здесь лучше делать не из редкого в этих местах железа, а… из золота!

• Вообще рельсы (только не золотые, а простые) пронизывают весь земной шар. И жители городов и деревень, через которые проходят пути, относятся к этому соседству по разному. Например, в Таиланде можно встретить продовольственный рынок, расположенный прямо на железнодорожных путях. По нескольку раз в день, за 10-15 минут до приближения транспорта, торговцы упаковывают свои товары и опускают навесы. После того как пройдут поезда, рынок возобновляет свою работу.

• У Гарри Поттера поклонников столько, что наберётся на несколько государств. И многие из них наверняка представляли себя на месте героев романа, добиравшихся в Хогвартс, в школу Чародейства и Волшебства. Вы тоже хотите осуществить мечту, прокатиться на том самом экспрессе и увидеть те самые пейзажи, которыми любовался из окна Гарри Поттер? Пожалуйста! Поезда со знаменитыми красными вагончиками курсируют в Шотландии. Они проезжают по знаменитому Гленфиннанскому виадуку, а за окнами мелькают чудесные виды, что мы ни раз наблюдали в популярном фильме.

• Некоторые туристы мечтают почувствовать себя героями вестерна. И железная дорога не прочь предоставить им такую возможность. Тайным ковбоям и их прекрасным спутницам надо всего лишь добрать до Аргентины. Там курсирует специально восстановленный для туристов легендарный поезд «Патагония экспресс». Севших в него туристов непременно ждёт интерактивное шоу под названием «Ограб­ление поезда».

• А если хотите почувствовать себя желанным и долгожданным гостем, отправляйтесь в Монте-Карло. Здесь пассажиров ждут с нетерпением. Есть даже люди, которые встречают поезда в ожидании тех граждан, что прибыли в княжество впервые. Дело в том, что встречающие – заядлые игроки казино, верящие в примету: «новичкам везёт». Они приглашают вновь прибывших в игорные заведения. И даже обещают часть выигрыша.

• Всем известна единица измерения мощности «лошадиная сила». Но откуда она взялась? 200 лет назад жил на свете шотландский изобретатель, механик Джеймс Уатт. В те времена на разных производствах активно использовался труд лошадей. Уатт предложил вместо коней пустить в ход силу пара. На как убедить всех принять новшество? Учёный занялся подсчетами: понаблюдал за животными и заметил, что лошадь могла перетащить груз весом 14,774 кг на расстояние 0.3 м за 1 минуту. Округлив 14,774 кг до 15 кг, он ввёл новую единицу измерения – «лошадиная сила» – и убедил-таки заменить коней на пар. В результате в выигрыше оказались все: и Джеймс, и владельцы заводов, и эффективность производственного процесса. А термин «лошадиная сила» с тех пор вошёл в обиход людей во всём мире и пользуется популярностью до сих пор.

Елена Харламова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31