20 ноября 2018 10:23
фото: иван куртов

От рельса до билета

Среди всего разнообразия музеев железнодорожные самые интересные

Если верить Википедии, в России насчитывается 20 железнодорожных музеев. Причём если устроить по ним какой-нибудь тур, то экскурсантам вряд ли доведётся заскучать.
Например, в Екатеринбурге под музей переоборудовали здание старого вокзала (а строение это и в правду старое – в этом году ему исполнилось 150 лет). Упор в экспозиции сделан не столько на техническую, сколько на человеческую составляющую – на входе в музей расположилась группа, олицетворяющая железнодорожные профессии, а неподалёку компания «пассажиров», коротающих время в ожидании поезда.

У Переславского железнодорожного музея свои сильные стороны: экскурсоводы гордятся тем, что его экспонаты участвовали в съёмках ряда фильмов, в том числе «Анкор, ещё анкор!»

Но чаще всего паровозные музеи делают основной акцент на железнодорожную технику. Возьмём, Челябинск. В этом городе разместилось сразу два подобных учреждения: Музей истории Южно-Уральской железной дороги, основанный аж в 1973 году, и музей истории её же подвижного состава, созданный в 2005-м. Но если первый собирает и бережно хранит уникальные рельсы и станционные колокола, образцы латунных и бумажных железнодорожных билетов, станционную мебель и прочее, то второй весьма гармонично чувствует себя под открытым небом. Здесь любители железнодорожной техники могут увидеть, как развивалась и прогрессировала техника. В музее представлено множество паровозов, тепловозов и электровозов. Причём попадают они сюда самым невероятным образом. Например, в июне 2018 года в музей принесли найденный путевой снегоочиститель ЦУМЗ-ОС1.

Весьма оригинальный объект расположен в городе Хабаровск – музей Амурского моста. Его главный экспонат – демонтированная в ходе реконструкции «ферма царского моста». При реконструкции её отбуксировали на правый берег Амура, где она и простояла до 2008 года. Когда ферму решили сделать центральной частью музея, стало понятно, что конструкцию надо развернуть на 90 градусов. Для выполнения этой задачи использовали несколько 180-тонных гидравлических домкратов. В итоге скорость движения конструкции составила 10 метров в сутки, и разворот продолжался три недели! Зато теперь каждый может полюбоваться на этот уникальный железнодорожный мост 1916 года постройки.

И всё же, при всём разнообразии профильных музеев, изюминкой всероссийской железнодорожной коллекции является открытый менее года назад в Северной столице Музей железных дорог России. Не случайно он стал вторым по посещаемости в Санкт-Петербурге во время проведения традиционной Ночи музеев.

Как сказал директор этого центра культуры Владимир Одинцов: «Многие экспонаты в нашем музее единственные в своём роде – бережно восстановленные и сохранённые специалистами. А современные музейные технологии и интерактивные зоны делают посещение комплекса для граждан всех возрастов настоящим путешествием в историю железнодорожного транспорта».

Елена Харламова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31