13 ноября 2018 18:37

Под куполом южного неба

Стойкости и мужеству перуанских железнодорожников, покоряющих высокогорные ландшафты Анд, можно только позавидовать

Перу – удивительная страна, где есть место для любых природных и климатических условий: и заснеженных горных вершин, и знойных пустынь, и влажных тропических джунглей, и многокилометровых песчаных пляжей на берегу океана… А ещё местные железные дороги – одни из самых высокогорных в мире. Поезда здесь преодолевают экстремально сложные маршруты.
Стоит отметить, что несмотря на огромную территорию, железнодорожное сообщение в стране практически не развито. Впрочем, качество автомобильных дорог тут на высоте (по крайней мере на крупных трассах), так что грузы идут в основном по ним, а в междугородном сообщении самый популярный транспорт – автобусы. Крупнейшая в стране железнодорожная ветка используется преимущественно для перевозки пассажиров, подавляющее большинство из которых составляют туристы.

Путешествие на поезде в Перу – удовольствие не из дешёвых. Более того, это одно из самых дорогих в стране развлечений для туристов. Самый востребованный маршрут – конечно же, из города Куско к столице древней империи инков Мачу-Пикчу. Здесь альтернатив поезду просто нет, единственный прямой путь – по железной дороге. Расстояние небольшое – порядка 90 км, но на него уходит более трёх часов: почти вся дорога проходит через труднопроходимые горные перевалы и состоит из крутых спусков и подъёмов, кривых малого радиуса и прорубленных в скалах тоннелей. Но для путешественников такая неспешная езда – в самый раз, можно успеть всё разглядеть. А посмотреть есть на что, поскольку ландшафт меняется за каждым поворотом. Кстати, интересная особенность большинства поездов – окна не только в стенах, но и в крыше. Через них можно любоваться возвышающимися над головой стенами гор.

Самая бюджетная поездка – от 230 перуанских солей (70 долларов США) в один конец. Правда, даже наиболее скромные поезда отличаются хорошим уровнем комфорта – просторно расположенные удобные кресла по два в ряд, места для багажа в начале вагона, а проводники предложат вам горячие или холодные напитки и легкие закуски. Ну а для любителей шикарных условий есть варианты и за 200, и за 500 долларов. Впрочем, жители посёлков вдоль «железки», для которых поезд – единственный доступный вид транспорта, а также местные туристы – граждане Перу могут воспользоваться более демократичным «Tren local», на котором можно добраться из Куско в Мачу-Пикчу и обратно всего за 20 перуанских солей (около 6 долларов). Это прицепленные к тем же туристическим поездам вагоны классом попроще. В них число билетов не ограничено лишь сидячими местами и допускается перевозка значительных объёмов багажа. С виду – что-то вроде наших электричек, только поудобнее.

Есть и другие маршруты, по которым ходят поезда класса «люкс». Например, можно поехать из Куско в город Пуно, расположенный на берегу знаменитого озера Титикака – самого высокогорного судоходного озера в мире (3812 м над уровнем моря) и посетить плавучие острова из тростника, на которых люди живут прямо посреди воды (экскурсия входит в программу поездки и включена в цену билета). Или махнуть ещё дальше и после Пуно отправиться в Арекипу. Этот город, расположенный между трёх вулканов, носит неофициальное название «La ciudad blanca» («Белый город») – большая часть зданий там построена из белого вулканического камня и украшена искуснейшей резьбой и барельефами. Такой трёхдневный тур обойдётся в баснословные 3500–4500 долларов, но за эти деньги вам предложат один из самых роскошных поездов мира. Каждое купе в нём напоминает скорее номер в отеле – полноценные кровати, кресла, собственный санузел с душевой кабиной, шкаф для одежды и кладовка для багажа… В составе есть специальный вагон с панорамным остеклением, обс
тавленный комфортными диванами, где можно отдыхать и неспешно любоваться красотами перуанских Анд – маршрут проходит по горным плато, местами на высоте свыше 4000 метров. Также к услугам пассажиров ещё один вагон-гостиная с баром и живой музыкой, два вагона-ресторана и даже спа-процедуры на любой вкус. А последний вагон оборудован открытой смотровой террасой, откуда можно смотреть на уносящиеся вдаль рельсы на фоне бескрайних просторов под аккомпанемент оркестра, исполняющего народные песни.

В Пуно, как и в Куско, железная дорога проходит через город вдоль улиц, а местами и непосредственно по ним – рельсы утоплены в асфальт, как трамвайные пути. Но поезда здесь ходят настолько редко, что большую часть времени железнодорожное полотно представляет из себя… большой пёстрый рынок под открытым небом. Прямо на путях! На участке Пуно – Арекипа действует грузовое движение, но особой интенсивностью оно не отличается. Есть и несколько примыкающих веток, обслуживающих местные сельскохозяйственные предприятия.

Расцвет железнодорожного строительства в Перу пришёлся на середину XIX – начало XX века, когда грандиозные проекты охватили всю страну. Две ветки, идущие из столицы страны – города Лимы, были даже в 1907 году электрифицированы. Одна из них, запущенная в 1851-м и соединившая центр Лимы с портовым пригородом Кальяо, стала первой железной дорогой Южной Америки. Но большинство из тех дорог, что удалось построить, сегодня заброшены или разрушены. Одна из причин – очень сложный рельеф плюс постоянная опасность лавин, оползней и даже землетрясений, которые в Перу случаются довольно часто. Прокладывать и обслуживать дороги в горных условиях оказалось в конечном итоге не выгодно. К тому же, строили их разные коммерческие компании и ширину колеи использовали «кто во что горазд», так что создание единой транспортной сети вряд ли когда-то было возможно.

Сейчас в Перу действуют лишь несколько разрозненных веток, которые обслуживают в основном горнодобывающие предприятия. Одна из них, пролегающая в центральной части страны, при протяжённости всего 172 км имеет 58 мостов, 69 тоннелей и 6 «серпантинов». Один из тоннелей – в числе самых длинных в мире: 1177 метров. А станция Тиклио, расположенная на высоте 4829 м, целых 120 лет была самой высокогорной на планете – лишь в 2006 году этот рекорд был побит в Китае, где построили Цинхай-Тибетскую дорогу, проходящую вблизи станции Тангла на высоте 5072 м над уровнем моря.


Артём Семёнов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31