21 июля 2018 09:01
фото: railpictures.net/georg trüb

Покорители вершин

Главная достопримечательность Швейцарии – зубчатые железные дороги

Швейцария – одна из самых интересных европейских стран для тех, кто любит путешествовать железнодорожным транспортом. Сервис и комфорт – на высоте, пейзажи – восхитительно живописны, а дороги любопытны даже для искушённого наблюдателя.
Никакая поездка на автомобиле не сравнится с поездом, которых здесь более чем достаточно, а интервалы движения не превышают тридцати минут.

Швейцарские федеральные железные дороги (SBB-CFF-FFS) – это государственная компания, в распоряжении которой 1 600 локомотивов и 4 000 пассажирских вагонов. Швейцарию можно смело называть железнодорожным королём Европы.

Эта горная страна знаменита зубчатыми железными дорогами – таковых здесь больше двадцати. От обычных они отличаются тем, что оснащены зубчатой рейкой – третьим рельсом, который укладывается между стандартными. У подвижного состава, курсирующего на таких путях, есть зубчатое колесо, которое сцепляется с рейкой во время движения. Выглядит такой поезд как настоящее произведение инженерного искусства. Сегодня Швейцария считается самым опытным и продвинутым пользователем зубчатых дорог.

Уклон самой крутой – Пилатусбан (Pilatusbahn) – доходит до 48%. Ширина её колеи – 800 мм. По этой дороге путешественники подбираются к вершине горы Пилатус, осиливая высоту, равную 1 629 метрам. Весь маршрут из города Альпнахштадт занимает всего тридцать минут (4,6 км). Зато каких – в конце пути поезд въезжает в туннель на самом опасном участке, и сердце уходит в пятки.

Открылась Пилатусбан в 1889 году и сначала работала на паровой тяге, а в 1937-м её электрифицировали. «Виновник торжества» – инженер Эдуард Лохер, которого с его идеями касательно конструкции с двумя горизонтально движущимися оснащёнными зазубринами колесами поначалу не приняли всерьёз. А Пилатусбан была слишком крута даже для единственной зубчатой системы тех времен, когда рельс с колесом соединялись вертикально. Энтузиаст инженерного дела нашёл выход – два рельса и два колеса, и привёл их в горизонтальное положение. Теперь колесу не угрожало соскакивание с рельса, а вагоны перестали бояться сильных ветров.

В каждом из десяти вагонов Пилатусбан помещается не больше сорока человек. В среднем поезд движется со скоростью 9–12 км/ч. В вагонах доминируют интерьеры 50-х годов XX века. Стёкла поднимаются вручную, а табличка в каждом вагоне призывает быть осторожным и не высовываться из окон.

Путешественники отправляются в путь, сидя лицом к вершине горы. Свобода царит повсеместно – любители наблюдать за процессом управления могут присоседиться к машинисту и смотреть на мир его глазами.

По дороге этот причудливый состав делает остановки на две минуты – например, на станции Amsigen, где можно купить сыр. Если за две минуты попробовать и выбрать сыр не получается, придётся ждать следующий поезд. А на вершине горы туристов ждёт ассортимент развлечений на любой вкус – отели, кафе, магазины, смотровые площадки и тропы для поклонников пеших перемещений.

Как уже было сказано, Пилатусбан – не единственный «зубастый» путь в Швейцарии. Самая высокогорная «железка» Европы под названием Юнгфраубан протянулась на девять километров, семь из которых достались туннелям. Ещё одна зубчатая дорога – Горнергратбан – раскинулась в кантоне Вале. Её длина чуть превышает девять километров. И, кстати, это первый в стране электрифицированный зубчатый путь.

В Швейцарии железные дороги с зазубринами используют не только как транспорт для приезжающих со всего мира туристов, но и для перемещений местных горожан. Например, в том же Цюрихе работает зубчатый трамвай Dolderbahn. Длина маршрута, по которому он курсирует, составляет расстояние равное 1,3 км.

Полина Ерофеева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31