22 октября 2018 22:29
фото: виктор казарин

Автор знаменитых вокзалов

Уникальные образцы транспортных сооружений Петергофской дороги можно смело отнести к чудесам света

Наряду с Константином Тоном и некоторыми другими архитекторами Николай Бенуа был самым выдающимся из представителей этой профессии, служивших в ведомстве путей сообщения.
Кстати, именно Тон сыграл решающую роль в становлении Николая Леонтьевича как архитектора. В 1836 году он взял молодого выпускника Академии художеств своим помощником при строительстве Введенской церкви, что когда-то стояла напротив петербургского вокзала Царскосельской железной дороги. А затем Тон позвал Бенуа в Москву, где тот помогал ему при постройке храма Христа Спасителя и Кремлёвского дворца. Возможно, он поработал бы и на строительстве Петербурго-Московской железной дороги, но в 1840 году Бенуа отправился в страны Западной Европы, где шесть лет изучал архитектуру.

По окончании стажировки Николай Бенуа получил звание академика, место архитектора Кабинета его императорского величества и приступил к строительным работам в Петергофе: придворных конюшен и почты. В 1853 году он был назначен старшим архитектором и членом общего присутствия Петербургского округа путей сообщения. А чуть позже получил заказ от банкира Александра Штиглица на возведение трёх вокзалов для Петергофской железной дороги, к строительству которой он приступал. И уже в июле 1854-го Николай I утвердил «проэкт в готическом вкусе» пассажирского здания в Петергофе.

Отметим, Бенуа строил не только вокзальные здания с платформами, навесами и прочим, но и все остальные (разу­меется, имевшие железнодорожное назначение). Так, для станций Стрельна и Сергиево он спроектировал ледник и коровник, между которыми расположил сарай. А кроме того – для последней – ещё и бревенчатой конюшни на десять лошадей, большого сарая на четыре дилижанса, избы для сторожей, кучеров и буфетчика и даже отхожего места и навозной ямы. Любопытно, что Штиглиц удовлетворил просьбу архимандрита Игнатия проложить двухвёрстную шоссейную дорогу от станции прямо к воротам Троице-Сергиева монастыря. А затем ещё и содержать её за счёт дороги. Скорее всего, для эксплуатации этой дороги, в частности, и была запланирована конюшня при станции.

Но всё же основной заботой Бенуа было вокзальное здание в Петергофе, задуманное им как готический замок. В целом он был построен уже к августу 1855 года, оставались кровельные работы и башня. И, вероятно, не случайно именно в марте 1857 года Академия наук присвоила Бенуа звание профессора архитектуры «без назначенной для сего программы», то есть учитывая только его работы. Несколько позже он построил для Петергофской дороги ещё одно вокзальное здание – в Красном Селе.

Назначение в Петербургский округ путей сообщения дало много для Николая Бенуа: оно положило начало его участию в управлении строительством в российской столице. С этого времени он разрабатывает проекты домов и особняков, а также культовых зданий в Петербурге. Продолжает строить в Петергофе, Лисинском учебном лесничестве, в других городах. Для Царскосельской железной дороги в 1875 году в Павловске по его проекту построили деревянное здание летнего театра, удачно вписавшегося в интерь­ер парка и составившего комплекс со знаменитым музыкальным вокзалом. Все эти постройки и создали ему славу одного из лучших архитекторов России ХIХ века.

Алексей Островский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31